Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 233 Р. В. Лопухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭФФЕКТ «ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ» И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Аннотация. В статье рассматривается прием «обманутого ожидания» как один из ви- дов выдвижения, используемый авторами художественных произведений с целью повыше- ния экспрессивности текста и воздействия на читателя. Приводятся соответствующие приме- ры из рассказа Л.Улицкой «Бронька». Ключевые слова: обманутое ожидание, выдвижение, предвосхищать, сюжет, наруше- ние, противоречие. Термин «обманутое ожидание» был введен в научный оборот Р. Якобсо- ном и получил свое дальнейше развитие в трудах М. Риффатера, Р. Фаулера, И. В. Арнольд, С. Б. Донгак, Т. Л. Ветвинской и др. авторов, отражающих раз- личные подходы к определению этого понятия, его границ и функций [1, 2, 3]. В нашем исследовании художественных текстов мы следуем точке зрения И. В. Арнольд, которая рассматривает обманутое ожидание как один из видов выдвижения, в одном ряду с такими стилистическими явлениями, как конвер- генция, повтор и сцепление. Под выдвижением в данном контексте понимают- ся «способы формальной организации текста, фокусирующие внимание чита- теля на определенных элементах сообщения и устанавливающие семанти- чески релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней» [4, с. 61]. В процессе восприятия художественного текста читатель, как правило, стремится предвосхитить события, предугадать развитие сюжета. У него вы- страивается определенная картина происходящего, и он прогнозирует какое-то конкретное развитие текста. В такой ситуации, при введении неожиданных, иногда абсурдных элементов, нарушающих последовательность событий, воз- никает смысловой «эффект обманутого ожидания». Это явление может быть использовано авторами в языке на одном или не- скольких его уровнях: фонетическом, грамматическом (морфологическом и син- тагматическом), на уровне сверхфразовых образований, абзацев или текста в це- лом. Цели, средства и способы его намеренной реализации в художественном произведении могут быть различные. «Эффект обманутого ожидания» нельзя назвать стилистическим тропом, но он создается с помощью того или иного тропа. Основное условие его реали- зации – сложившийся лингвокультурный опыт человека, который привык к ка- ким-то определенным ситуациям, к правильной организации предложений и построению речи, произношению слов и лексическому словоупотреблению. Любое нарушение этих правил создает эффект обманутого прогнозирования. Наибольшее проявление такого воздействия достигается на семантическом уровне, т. е. на нарушении предсказуемости событий. Именно так строятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=