Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 233 Р. В. Лопухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭФФЕКТ «ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ» И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Аннотация. В статье рассматривается прием «обманутого ожидания» как один из ви- дов выдвижения, используемый авторами художественных произведений с целью повыше- ния экспрессивности текста и воздействия на читателя. Приводятся соответствующие приме- ры из рассказа Л.Улицкой «Бронька». Ключевые слова: обманутое ожидание, выдвижение, предвосхищать, сюжет, наруше- ние, противоречие. Термин «обманутое ожидание» был введен в научный оборот Р. Якобсо- ном и получил свое дальнейше развитие в трудах М. Риффатера, Р. Фаулера, И. В. Арнольд, С. Б. Донгак, Т. Л. Ветвинской и др. авторов, отражающих раз- личные подходы к определению этого понятия, его границ и функций [1, 2, 3]. В нашем исследовании художественных текстов мы следуем точке зрения И. В. Арнольд, которая рассматривает обманутое ожидание как один из видов выдвижения, в одном ряду с такими стилистическими явлениями, как конвер- генция, повтор и сцепление. Под выдвижением в данном контексте понимают- ся «способы формальной организации текста, фокусирующие внимание чита- теля на определенных элементах сообщения и устанавливающие семанти- чески релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней» [4, с. 61]. В процессе восприятия художественного текста читатель, как правило, стремится предвосхитить события, предугадать развитие сюжета. У него вы- страивается определенная картина происходящего, и он прогнозирует какое-то конкретное развитие текста. В такой ситуации, при введении неожиданных, иногда абсурдных элементов, нарушающих последовательность событий, воз- никает смысловой «эффект обманутого ожидания». Это явление может быть использовано авторами в языке на одном или не- скольких его уровнях: фонетическом, грамматическом (морфологическом и син- тагматическом), на уровне сверхфразовых образований, абзацев или текста в це- лом. Цели, средства и способы его намеренной реализации в художественном произведении могут быть различные. «Эффект обманутого ожидания» нельзя назвать стилистическим тропом, но он создается с помощью того или иного тропа. Основное условие его реали- зации – сложившийся лингвокультурный опыт человека, который привык к ка- ким-то определенным ситуациям, к правильной организации предложений и построению речи, произношению слов и лексическому словоупотреблению. Любое нарушение этих правил создает эффект обманутого прогнозирования. Наибольшее проявление такого воздействия достигается на семантическом уровне, т. е. на нарушении предсказуемости событий. Именно так строятся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=