Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 232 Антон Антонович Дельвиг был особенно преследуем учителями за лень, учился с неохотой, но разделял творческие устремления Пушкина, как и Виль- гельм Карлович Кюхельбекер, который на момент поступления в лицей почти не знал русского языка. Перед началом обучения в лицее, учащиеся должны были сшить себе мун- диры. На примерке происходят знакомства лицеистов друг с другом, здесь же мы впервые знакомимся с Вильгельмом Кюхельбекером. «Тот, кто был выше всех, чей рост смутил портного, был старше Александра и других. Вид у него был неспокойный. Звали его Кюхельбекер» [1, с. 257]. У Вильгельма не только неординарная внешность. Он был неловок, «пролив чай, он побледнел и дер- нулся. Шалуны быстро и молча обменялись взглядом, Александр понял, что участь высокого решена» [1, с. 258]. Так с первого появления в романе Кюхли становится понятно, какое место в иерархии лицея он займет. «Все в Кюхельбекере возбуждало, даже у самых смирных, желание драз- нить: походка, рост, глухота. Он был трудолюбив, тщеславен, обидчив» [1, с. 328]. Плохо зная язык, он много занимается, пишет стихи, а лицеисты, в том числе и Александр, сочиняли на него эпиграммы, что он болезненно восприни- мал. Однажды Вильгельму, зная его вспыльчивый характер и ожидая взрыва, дали прочесть эпиграмму на него. Он заметил своим обидчика, побледнев, что эпиграмма дурна. «…Александр, продолжая вместе со всеми писать на Вилю эпиграммы, уверился, что они и впрямь плохи» [1, с. 330]. Так лицеисты-поэты оттачивают свой слог в спорах и поэтических сражениях друг с другом. По крупицам рассыпаны в романе детали жизни поэта и его друзей. Мы узнаем, что Александр, как и Иван Пущин, не очень привязан к родителям, а Вильгельм Кюхельбекер в числе других воспитанников заплакал, когда узнал, что их отпустят домой только после окончания лицея. Сближает Пушкина и Кюхельбекера отсутствие денег. У Александра их не было совсем, а Виль- гельм дал себе слово хранить свои два рубля до окончания первого курса. Интересна для читателя характеристика юных лицеистов, написанная в дневни- ке их преподавателя Александра Петровича Куницына: «Кюхельбекер, видимо, по- смешище для товарищей…Дельвиг спит – в точном смысле сего слова…» [1, с. 282]. Удивительное влияние оказывает на поэта Антон Дельвиг. Барон, как его называли лицеисты, «который шел навстречу без всякого дела или занятия» [1, с. 315], вызывает у своего товарища искреннюю улыбку. Именно благодаря ему Александр отправляет свое стихотворение в журнал «Вестник Европы» по- слание к Кюхле, «Послание к другу стихотворцу». Лицеистам было запрещено сочинять и печатать, но друзья отправляют в журнал отобранные стихотворе- ния под псевдонимами. Разные по своим характерам, но в чем-то очень близкие, они были дороги Пушкину. Знакомясь с друзьями поэта, мы открываем их как людей, имеющих свою судьбу, читаем об их успехах и неудачах, но все это неразрывно связано с личностью главного героя, помогает раскрыть его, сравнивая и сопоставляя его с близкими друзьями. Литература 1. Тынянов, Ю. Н. Пушкин / Ю. Н. Тынянов. – М.: Правда, 1981.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=