Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 228 Н. А. Красовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РУССКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МОЛОДЫХ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА Аннотация. В статье говорится о проведении свободного опроса студентов с целью определить их понимание основных положений теории И. А. Стернина о русской коммуни- кативной культуре. Приводятся ответы и реакции молодых носителей русского языка. Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативное поведение, социаль- ные условия, носители русского языка. Коммуникативное поведение в понимании ученых видится несколько по- разному. Психологи обращают внимание на проявление качеств личности в хо- де коммуникации, педагоги говорят о том, какие навыки можно формировать в ходе коммуникации, а лингвистов волнует, как именно организовано общение с точки зрения его языкового проявления. Можно, однако, утверждать однознач- но, что коммуникативное поведение и коммуникативная культура (в данном слу- чае мы сближаем данные понятия и не ставим целью определить особенности их различий) рассматриваются многими отраслями гуманитарного знания. Интерес к изучению особенностей коммуникации, ее языковой стороны в нашей стране усилился в 90-е годы ХХ века, когда появилась возможность сравнивать коммуникативное поведение представителей разных этносов и на- блюдать его в ситуациях непосредственного общения. В это же время появля- ются работы отечественных лингвистов, психологов, связанные с рассмотрени- ем вопросов коммуникативного поведения русских. Среди самых известных – исследования И. А. Стернина и его научной школы. С момента первых публи- каций прошло уже довольно много времени, около четверти века, поэтому хо- телось бы остановиться на некоторых особенностях современной интерпрета- ции коммуникативного поведения русских. Действительно, лингвистов интере- сует, насколько коммуникативное поведение может меняться или не меняться в зависимости от целого ряда социальных причин, устойчивы ли проявления коммуникативного поведения и коммуникативной культуры. Мы провели небольшое наблюдение, суть которого заключалась в доволь- но свободном реагировании на основные положения теории И. А. Стернина со- временных молодых носителей русского языка. В таком своеобразном опросе приняла участие группа из пяти студентов, которые владеют русским языком и иностранными, имеют довольно широкий кругозор, возраст участников – 21 год. Все они обучаются на факультете русской филологии и документоведе- ния, но получают вторую специализацию в области иностранного языка. Воз- раст участников позволяет говорить о том, что они родились, получили школь- ное образование и получают профессиональное в постперестроечное время, в условиях, так сказать, новой идеологии. Суть опроса заключалась в том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=