Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 219 В числе возможным источников, под влиянием которых И. Ф. Анненский пришел с замыслу трилистников, – «Трилистник» К. Д. Бальмонта из сборника «Будем как солнце» (1903 г.), у которого подобное построение микроцикла обусловлено единой темой – темой любви. И. Ф. Анненскому же подобная фор- ма трилистника помогает создать некий маленький триптих, обладающий мно- гозначностью и позволяющий автору обогатить каждое из стихотворений до- полнительными смыслами, что соответствует одному из его убеждений отра- женных в статье «О современном лиризме»: «Мне вовсе не надо обязательно- сти одного и общего понимания. Напротив, я считаю достоинством лирической пьесы, если её можно понять двумя и более способами или, недопоняв, лишь почувствовать её и потом доделывать мысленно самому» [1, c. 333–334]. Связь между стихами внутри «трилистников» просматривается посредством общих тем, мотивов и образов («Трилистник вагонный», «Трилистник балаганный» и др.), ассоциаций («Трилистник тоски», «Трилистник сумеречный» и др.) и символиче- ских значений («Трилистник огненный», «Трилистник соблазна» и др.). Каждый трилистник имеет свое название, которое ориентирует на опреде- ленное содержание цикла («Трилистник сентиментальный», «Трилистник тос- ки», «Трилистник траурный», «Трилистник призрачный», «Трилистник толпы» и т. д.). Заглавие каждого трилистника всегда является многозначным и часто несет в себе скрытый, иногда символический смысл, что является важнейшим элементом поэтики И. Ф. Анненского. В сборник входит тридцать три трилистника, что также не является слу- чайным. Идея троичности находит отражение уже в великом труде Данте «Бо- жественная комедия». Композиционно произведение состоит из трех частей («Ад», «Чистилище» и «Рай»), каждая из которых включает в себя по тридцать три песни, написанные терцинами (трехстрочными строфами). Именно это чис- ло, несущее в себе мистическое значение и представляющее собой символиза- цию христианской идеи о Троице, И. Ф. Анненский берет за основу при по- строении композиционной структуры своего сборника. Данное число также было значимо для поэта еще и тем, что таковым было общее число произведе- ний трех древнегреческих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида, перевод тра- гедий которых поэт считал главным трудом всей своей жизни. Кроме того, для античной драмы в принципе характерно объединение трагедий в трилогии, по- этому, вероятно, выбор подобного структурирования сборника был обусловлен указанием на трагедийность его идейного содержания. Одной из неисследованных и трудно поддающихся осмыслению проблем, встающих перед исследователями художественного наследия И. Ф. Анненско- го, является проблема последовательности и смыслового единства трилистни- ков, поскольку «…в расположении микроотделов («трилистников») главной книги Анненского «Кипарисовый ларец» трудно уловить логическую законо- мерность, поступательное движение или организующую состав книги сквозную мысль: расположение «трилистников» так же зыбко и импрессионистично, как и содержание большинства стихотворений, входящих в книгу» [2, с. 98]. Число стихотворений во втором и третьем разделах сборника тоже кратно трем: («Складни» – девять, «Разметанные листы» – восемнадцать). Несмотря на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=