Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 218 А. А. Зюзюкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА И. Ф. АННЕНСКОГО «КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ» Аннотация. В статье рассматриваются индивидуально-авторские особенности по- строения и идейного содержания поэтического сборника И. Ф. Анненского «Кипарисовый ларец», проявляющиеся в системе средств, приемов, способах создания образа и композици- онных особенностях. Ключевые слова: идейно-художественное своеобразие, композиция, декадентство, смысловое единство, поэтический цикл, строфа. Книга «Кипарисовый ларец» И. Ф. Анненского – известного русского по- эта, драматурга, переводчика и критика начала XX века – является вторым по- этическим сборником автора. Поскольку он был издан в апреле 1910 г. уже по- сле смерти поэта и подготовлен к печати его сыном Валентином Кривичем, ис- следователям творчества И. Ф. Анненского остается только догадываться, как представлял себе архитектонику сборника сам поэт. Именно поэтому исследо- вание его структуры и идейного содержания представляет известную слож- ность. Несмотря на возросший в последние десятилетия интерес исследовате- лей к творческому наследию И. Ф. Анненского, до настоящего времени не су- ществует комплексного и системного анализа индивидуально-авторских осо- бенностей построения и идейного содержания поэтического сборника «Кипа- рисовый ларец». Неоднозначным предстает уже самое название сборника, которое можно трактовать сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, можно пред- положить, что свое название сборник получил благодаря шкатулке из кипари- сового дерева, в которой И. Ф. Анненский хранил свои тетради с рукописями, черновики и наброски. Однако нельзя не брать во внимание и символическое значение названия: в русской традиции кипарис всегда понимался как древо скорби, поэтому выбор данного символа не является случайным для поэта- декадента, творчество которого характеризуется мотивами небытия, ирреально- сти, тоски и смерти. Еще одним источником заглавия может являться одна из книг любимого И. Ф. Анненским поэта Шарля Кро под названием «Le coffret de santal» («Санталовый ларец»). Таким образом, заглавие сборника одновременно несет в себе и чисто бытовой, и символический смысл, и при этом он насыщен литературными реминисценциями с французской поэзией. Композиционно сборник «Кипарисовый ларец» состоит из трёх частей: «Трилистники» (по три стихотворения в каждом, как три листка), «Складни» и «Размётанные листы». Стихотворения внутри каждого раздела представляют собой своеобразный цикл и связаны внутри этого цикла общей темой или моти- вом, а все вместе циклы отражают единое мировосприятие поэта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=