Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 214 Л. В. Захарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОТИВ СНА И ПРОБУЖДЕНИЯ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «МЕТЕЛЬ» Аннотация. Статья посвящена анализу раннего рассказа Л. Н. Толстого «Метель», зна- чение которого в творчестве писателя в достаточной мере пока не оценено. В работе анали- зируется ключевой мотив произведения – мотив сна и пробуждения, рассматриваемый авто- ром статьи не только в буквальном, но и в символическом смысле, что позволяет связать данный рассказ с творчеством Л. Н. Толстого более позднего периода. Ключевые слова: рассказ, мотив, герой, творчество, метель, сон, пробуждение. Рассказ Л. Н. Толстого «Метель», написанный в 1856 году, еще не в пол- ной мере оценен литературоведами. Исследователи чаще говорят о нем просто как о художественном отражении реального события жизни Л. Н. Толстого: в январе 1854 года писатель, возвращаясь с Кавказа домой, в Ясную Поляну, близ Новочеркасска попал в сильную метель, о чем вскоре сделал запись в дневнике (27 января 1854 г.): «24 в Белогородцевск[ой], 100 [верст] от Черк[асска], плутал целую ночь. И мне пришла мысль написать рассказа «Ме- тель» [2, с. 121]. Толстоведов в лучшем случае привлекает такой сюжетный эле- мент рассказа, как сон героя, но не с точки зрения идейно-художественного значения этого элемента, а главным образом с точки зрения формальной – структуры сна в произведении [см. об этом подробнее: Ушакова Т. В. Два сна в русской литературе («Метель» Л. Н. Толстого и «Обломов» И. А. Гончарова // Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки: Сб. материалов XXXVI Междунар. Толстовских чтений, посвященных 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого [Электронный ресурс]. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. С. 161–164]. А между тем рассказ Л. Н. Толстого «Ме- тель» содержит в себе столь глубокий смысл, что его с полным правом можно считать началом большой (в содержательном плане) прозы великого писателя. Кратко напомним сюжет произведения: рассказчик (повествование ведется от первого лица), будучи проездом в Области Войска Донского близ Новочер- касска, в седьмом часу вечера выезжает на санях со станции вместе с ямщиком и мальчишкой Алешкой и попадает в сильную метель. Вскоре путники сбива- ются с дороги, плутают в степи. Метель, которая все усиливается, навевает на героя дрему. Он то погружается в сон, то просыпается. В какой-то момент рас- сказчику кажется, что они никогда не найдут дороги, замерзнут в степи. И хотя все завершится благополучно (путники увидят дом, метель утихнет), эта поездка станет серьезным нравственным испытанием для героя. И здесь мы вновь обращаемся к такому важному элементу сюжетной структуры произве- дения, как сон рассказчика. Причем сон героя тесно переплетается с его воспо- минаниями, поэтому такое состояние мы бы назвали метельным полусном: рас- сказчику снится то, что было когда-то и что отчетливо сохранила его память.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=