Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 210 Одним из важных и необходимых компонентов речевого этикета является обращение. Обращение используется как показатель статуса говорящего, сви- детельствует о его социальных признаках: может указывать на род занятий, степень образованности, возраст, пол. Обращение открывает множество рече- вых возможностей, поскольку не только именует собеседника, но и квалифици- рует его по тем или иным признакам, иными словами, обращение обладает оце- ночно-характеризующим свойством. Именно эта особенность обращения, по нашему мнению, наиболее интересна для наблюдений и исследований упот- ребления обращений в электронной коммуникации. Следует отметить, что обращение может выполнять одновременно не- сколько функций: фатическую (контактоустанавливающую), эмоционально- экспрессивную, этическую (функцию вежливости). Проанализируем этикетные формулы обращения, которые в настоящее время употребляют пользователи Интернета. Материалом для анализа послужили оригинальные тексты некото- рых комментариев в социальной сети Facebook. В настоящее время наблюдается переосмысление использования обращения по имени: вокативная и номинативная функции утрачиваются, их сменяет эмоциональ- но-оценочная. Это обусловлено возможностью постоянно видеть имя собеседника в электронном диалоге. Появление набранного имени в тексте сообщения акценти- рует внимание говорящего, информирует о смене тональности общения. Адресат понимает, что разговор приобрел более задушевный или деловой характер, напри- мер: – Марина , пожалуйста, не упрекай себя; – Спасибо за добрые слова, Олег . Однако чаще всего коммуниканты используют обращение для выражения различных эмоций и оценок, например, шутки и иронии: – Саша , заблудился? Мы тута!!!))); – Вася !) – Лиля ? – ты похож на птицу голубя. Той же тонально- сти соответствует и употребление усеченной формы обращения: – Ну, здравст- вуй, рыба моя! (Ничего оригинального, Дим , но, как говорится, ноблес оближ) пардон месье за мой французский :))); – Мить , а супружеский долг? Напротив, использование полного имени репрезентирует удивление, изум- ление, при этом игривая интонация сохраняется: – ЮРИЙ????! (как ответная реплика на шуточную фотографию в День святого Валентина); – Василий, все хипстереешь?)) (в качестве комментария к фотографии, на которой владелец профиля запечатлен с бородой). Таким образом, изучение особенностей этикетных формул диалога в ин- тернет-коммуникации представляется актуальным. «Новые возможности для осуществления этой задачи открывают интернет-форумы, в которых так или иначе просматривается стремление коммуникантов к упорядочению структур- ной организации своих речевых произведений и диалога в целом» [2, с. 65]. Литература 1. Герасименко, И. Е. «Перезагрузка», «перегрузка» и «русские хакеры»: лексика информационных технологий в политическом дискурсе / И. Е. Гераси- менко, Н. Н. Гончарова // Мир русского слова. – 2018. – № 4. – С. 38–44. 2. Пахомова, И. Н. Речевой этикет на интернет-форумах / И. Н. Пахомова // Вестн. РУДН. Сер. «Вопросы образования: языки и специальность». – 2008. – № 5. – С. 63–68.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=