Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 170 ковое многообразие и быстрое развитие технологий – в частности мобильных устройств и дигитальных инструментов, меняют методику преподавания при обучении иностранным языкам, в рамках дисциплины “Болгарский язык (БЯ) как иностранный”. Новые СМИ обеспечивают легкий доступ к учебному со- держанию в удобное время и в удобном месте, вследствие чего студенты могут получать необходимые знания сообразно индивидуальному темпу учебы. Другой важной предпосылкой интеграции новых технологий в учебный процесс, помимо их огромного потенциала в области изучения языков, является изменившийся профиль современных студентов . Они не знают мира до по- явления информационных и коммуникационных технологий, стимулирующих их мыслить, учиться и общаться совершенно иным образом. Метафори- чески определяемые M. Prensky как „дигитальные туземцы“ , они всегда он- лайн в Facebook-е или в разных приложениях – Viber, WhatsApp, Twitter, Instagram [Prensky, M. 2001]. Можно сделать следующее обобщение: конку- ренция со стороны социальных сетей приводит к необходимости разработки и поддержки образовательных порталов для обучения, преподавания и совме- стной работы посредством использования новых технологий в смешанной фор- ме, с целью приближения университетской учебной среды к естественному окружению студентов. Определяемое как форма электронного обучения , при которой „методы лицом к лицу в аудитории сочетаются с видами деятельности при посредниче- стве компьютера“, смешанное обучение (blended learning) предоставляет до- полнительные учебные ресурсы и модули для преподавания, учебы и коммуни- кации [Радев, Пл., 2015]. В контексте доминирующих фронтальных методов: микролекции, упражнения, самостоятельной подготовки, при помощи инте- рактивного софтвера в электронной среде преподаватель организует и под- держивает продуктивное овладение коммуникативными умениями : чтени- ем, письмом, восприятием на слух и говорением на болгарском языке для целей академического образования в области медицинских наук. Тема включения онлайн-платформ и изучения болгарского языка в универ- ситетской среде приобретает более широкие измерения, если рассматривать ее в связи с европейским многоязычием. У большинства иностранных студентов Плевенского медицинского университета (ПМУ) первый язык (язык матери) не является болгарским, на котором ведется преподавание. Ключевые виды обра- зовательной деятельности сформулированы во внутренней нормативной базе университета: 1) широкое применение различных электронных форм дистанци- онного обучения с целью повышения уровня преподавания и усвоения учебно- го материала; 2) изучение болгарского языка как иностранного с целью личной, профессиональной и академической реализации [Стратегия, 2017]. Языковое многообразие ставит вопрос о том, каким образом высшая школа может ис- пользовать данный потенциал, обеспечивая одновременный доступ как мож- но большего числа многоязычных потребителей к учебному содержанию и к различным форматам контроля полученных знаний по упомянутой дисциплине. В этом аспекте, виртуальные классные комнаты в наибольшей степени приближаются к видам деятельности в многоязычной аудитории. Бла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=