Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 169 Вълова Теодора Димитрова Медицинский университет (Плевен, Болгария) ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается совершенствование социолинг- вистической компетенции в результате включения оригинальных художественных текстов в смешанную форму обучения болгарскому языку как иностранному иностранных студен- тов-медиков. В данной работе представлены и проанализированы данные исследования мнения студентов – этнических болгар, о таких свойствах, как частотность и логичность сравнений с целью установления коэффициента корреляции между их величинами на оце- ночной шкале. Ключевые слова: социолингвистическая компетенция, болгарский язык, овладение вторым языком, смешанное обучение, университетский контекст. Вводная часть. Тема настоящей статьи вызвана к жизни некоторыми те- кущими процессами в области высшего образования: нарастающим языковым многообразием и использованием технологий веб 2.0 для поддержки педагоги- ческого взаимодействия. Данные явления объясняются преимущественно рас- ширением диверсификации университетов, дигитализацией академического преподавания и меняющейся демографией студентов. Обучение в медицинских вузах не остается в стороне от упомянутых глобальных процессов. Специфика изучения медицинских дисциплин предполагает сосредотачивание овладения болгарским языком как иностранным в ядре основной Учебной программы. Хорошее понимание национального языка, владение им и его грамотное ис- пользование оказывают положительное влияние на полноценное сотрудничест- во преподавателя со студентами и развитие их коммуникативных умений – важный фактор личного, профессионального и академического общения на болгарском языке. Актуальность разрабатываемой научной проблемы определяется следую- щими аргументами : – созданием специальных умений, необходимых для формирования про- фессиональной пригодности будущих медиков; – интернационализацией медицинского образования; – интеграцией электронного обучения в смешанной форме в универси- тетское образование; – персонализацией обучения в зависимости от стиля учебы и потребнос- тей студентов; – дополнением формальных учебных ситуаций неформальными и ин- формальными модулями. Постановка проблем. В условиях интернационализации высшего меди- цинского образования в Болгарии, актуальным образовательным и социально значимым вопросом стало развитие коммуникативной компетенции для общения на болгарском языке в многоязычной академической среде . Язы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=