Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 163 кая-либо другая, умения наблюдать, углублять и проверять свои наблюдения путем опытов, путем практики, в частности, трудовой практики, требует уме- ния фиксировать свои наблюдения и делать из них выводы» [9, с. 41]. В целом идея политехнического образования затрагивается учёным более чем в 150 опубликованных работах. Борьба И. В. Сталина с Крупской, продолжавшаяся вплоть до смерти На- дежды Константиновны в 1939 г., безусловно сказалась на её научно-педаго- гической деятельности, в том числе на дальнейшем развитии идей о политех- ническом образовании. После похорон наступил примерно 15-летний период её забвения. Однако со второй половины 50-х гг. курс на возрождение в СССР поли- технической трудовой школы, на подготовку учащихся к трудовой деятельно- сти, получение профессии, на связь школы с жизнью повлёк за собой востребо- ванность и педагогического наследия Крупской. В середине 80-х гг. была начата ещё одна широкомасштабная реформа об- щеобразовательной и профессиональной школы [14], актуализирующая, в том числе, идеи Крупской о политехническом образовании и трудовом воспитании. В определённой мере использование идей Крупской о политехническом образовании имело место и в проектах концепции общего среднего образования (1988 г.), и в проекте «Трудовое начало школы», разработанном ВНИК «Шко- ла» Госкомитета СССР по народному образованию в 1989 г. Историк педагогики М. В. Богуславский констатирует, что «на протяжении 1992-1998 гг. имя и деятельность Н. К. Крупской, как и вся история советской педагогики, были подвергнуты беспощадной и несправедливой критике, изуче- ние ее трудов и деятельности в это время практически не проводилось» [1]. Ав- тор далее пишет о неуклонном возрастании интереса к социально-педагогиче- скому наследию Крупской за последнее 20-летие. Однако, судя по вузовскому учебнику А. Н. Джуринского «История педагогики и образования», в котором заявляется, что «на основе обновлённых установок историко-педагогиче- ской науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики» [3, с. 2], этого не скажешь. Вместе с тем А. Дж. Тойнби отмечал, что «в научном мире критика не есть нечто исключительное… С философской точки зрения это постоянно воспроиз- водящееся отрицание не несет в себе трагедии, ибо мыслитель, оказавшийся превзойденным, не становится вследствие этого ненужным. Если научная мысль выдерживает пробный камень критики, то она остается звеном в золотой цепи Знания» [18, с. 41]. Предполагаем, что прогнозный потенциал педагогических идей Крупской далеко не исчерпан и может быть использован как в нашей стране для успеш- ной реализации приоритетного национального проекта «Образование», совер- шенствования действующей законодательной нормативной базы российского образования [2, 16, 19, 20], так и за рубежом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=