Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 162 в промежутке времени от настоящего в будущее. И исходим из определения В. И. Загвязинского: «Идея в педагогике – форма познания сущности педаго- гического процесса, обобщающая мысль, отражающая процесс овладения педаго- гическими законами и способами преобразования действительности» [4, с. 78]. Проведённое нами исследование показало, что значительный прогнозный потенциал содержат педагогические идеи Крупской о целях школы, содержа- нии образования, политехническом образовании и трудовом воспитании, дет- ском движении, самоуправлении школьников, связи школы и семьи, дошколь- ном воспитании, профессии учителя и его подготовке, а также как историка об- разования и педагогики. Проиллюстрируем это утверждение на примере педагогических идей Крупской о политехническом образовании. Ещё в 1913 г., готовясь к социальному переустройству царской России, в статье «К съезду народных учителей» она писала о требованиях, которые ра- бочий класс предъявляет к школе, в частности: «1) Всеобщее, даровое и обяза- тельное обучение для всех детей обоего пола, продолжающееся до 16-летнего возраста; причем школа должна давать детям самое широкое всестороннее раз- витие – физическое (необходимой предпосылкой которого является снабжение детей здоровой пищей и одеждой), трудовое (в основе которого лежит участие детей в производительном труде с ранних лет в связи с широким политехниче- ским образованием, начинающимся с детского сада и кончающимся высшей школой), умственное, подготовляющее детей к самостоятельной умственной работе, общественное (развитие общественных инстинктов, привычки к кол- лективной работе, привычки к самоуправлению и пр.)» [6, с. 122] . После победы Октябрьской революции, уже работая в Народном комисса- риате просвещения РСФСР и претворяя в жизнь планы партии в области обра- зования, Крупская в 1923 г. в статье «Общее и профессиональное образование» писала: «У нас «политехнический» часто понимали в смысле многоремеслен- ности и думали, что если в преподавание школы введут изучение вместо одного трех или четырех ремесел, то и дело в шляпе: получится политехническая шко- ла. Политехнизм вовсе не есть многоремесленность. Политехнизм имеет целью изучение современной техники в целом, главных ее достижений, ее основ, изу- чение взаимоотношений между различными отраслями производства, изучение тенденций развития современной техники, выяснение того, куда идет это раз- витие» [7, с. 200]. Постоянно возвращаясь к рассматриваемой проблеме в связи с анализом политической, экономической и образовательной практики в стране, Крупская в 1929 г. в статье «О политехнизме» разъясняет: «Политехнизм – это целая сис- тема, в основе которой лежит изучение техники в различных ее формах, взятой в ее развитии и всех ее опосредствованиях… Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с прак- тической деятельностью, и особенно увязка их с обучением труду… Само собой, политехнически построенная программа требует от учащихся больше, чем ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=