Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 161 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОГНОЗНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н. К. КРУПСКОЙ Аннотация. В статье представлены некоторые результаты исследования прогнозного потенциала педагогических идей классика советской педагогики Н. К. Крупской. Показан подобный потенциал на примере идей учёного о политехническом образовании. Ключевые слова: прогнозный потенциал, педагогическая идея, педагогические идеи Н. К. Крупской. Современность располагает к размышлениям о смысле истории. Челове- чество вглядывается (правда, с различных позиций) в прошлое, чтобы найти в нём знаки будущего. Всемирно известный британский учёный А. Дж. Тойнби писал: «В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенден- циям данного времени и места» [18, с. 14]. История педагогики в современной России (по целому ряду причин) превра- тилась в периферийную сферу гуманитарного знания, предмет узкого цехового интереса группы учёных. Вместе с тем один из классиков российской педагогики Е. А. Ямбург ещё раз справедливо подчеркнул, что «история образования, при- стально вглядываясь в прошлое, целиком опрокинута в будущее. Людям небез- различно, как сложится судьба их детей в ближайшей и отдалённой перспективе. Отсюда их особая чувствительность к образовательной проблематике, рефлексия которой невозможна вне культурно-исторического контекста» [22, с. 316]. 26 февраля 2019 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Надежды Кон- стантиновны Крупской, видного теоретика и практика педагогики, политиче- ского деятеля советского периода. Основная функция науки состоит в производстве новых знаний, необхо- димых для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которым мы встречаемся в разных сферах. Вместе с тем, по мнению Г. И. Рузавина, «значи- тельно больший практический интерес представляет предвидение новых явле- ний и событий, которое обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так и особенно в будущем» [15, с. 53]. В связи с этим мы проанализировали опубликованные педагогические со- чинения учёного, а также ряд документов, публикаций разного времени о науч- ном наследии Крупской с целью выявления прогнозного потенциала её педаго- гических идей. При этом мы сознательно не используем понятия педагогиче- ская теория, педагогическая концепция, педагогическая система в связи с тру- дами данного автора, что требует специального осмысления. Для цели нашего исследования под прогнозным потенциалом мы понима- ем возможности использования научных идей для решения каких-либо задач

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=