Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 159 процесса, что способствует минимизации агрессивного поведения учащихся подросткового возраста. С целью снижения агрессии подростков была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа из 16 занятий. Одно из занятий было полностью посвящено работе с ближайшим окруже- нием подростков, остальные направлены на обучение подростков навыкам взаимодействия, выработку эмпатии, снятию напряжения. После реализации коррекционно-развивающей программы была проведена диагностика агрессивности у детей подросткового возраста по 5 методикам: Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), Методика самооценки эмоциональных состояний, А. Уэссман и Д. Рикс, Методика «Типы поведения в конфликте» Томаса, Методика Басса-Дарки для определения аг- рессивных реакций. В исследовании приняли участие учащиеся 8 «Е» класса Центра образования № 27. Объем выборки составил 12 человек, из которых 6 девушек и 6 юношей. Цель данной диагностики – обосновать психолого-педа- гогические условия, способствующие снижению агрессивности подростков. Результаты диагностики, проведенной после реализации коррекционно- развивающей программы, показали, что общий уровень агрессии в классе снизился на 45 %, при этом уровень агрессии девочек снизился на 40 %, а маль- чиков – на 46 %. Косвенная вербальная агрессия, доминирующая в данном классе, получила наивысший балл из всех видов агрессии, однако сам уровень данной агрессии значительно снизился. Методика № 2 была выбрана для диагностики отклонений в эмоциональ- ной сфере детей и их общем психологическом состоянии. Средний результат класса составляет 31 балл, что характеризует атмосферу в классе как выражено положительную. Результат вырос на 17 % относительно результата до проведе- ния коррекционных мероприятий. На констатирующем этапе эксперимента не- сколько школьников отметили признаки усталости, подавленности и тревож- ности. На контрольном же этапе можно отметить, что ни один из учащихся не опустился ниже 6 баллов из 10 по каждой шкале, что свидетельствует о пози- тивном настрое учащихся данного класса, а также о повысившемся уровне их жизненной энергии и улучшившейся самооценке. Третья методика – тест Томаса – применяется для определения типа пове- дения в конфликтной ситуации. Соотношение общих для класса тенденций до и после проведения коррекционно-развивающей программы указано в диа- граммах 1 и 2 соответственно. В данных диаграммах отчетливо видно повышение тенденций к компро- миссу и сотрудничеству, а также снижение уровня соперничества и избегания у учащихся данного класса. В качестве последней методики для контрольного этапа эксперимента бы- ла выбрана методика Басса-Дарки, необходимая для определения типа агрес- сивного поведения, и, как результат, уровня агрессивности и враждебности. После проведения комплекса коррекционно-развивающих занятий общий уро- вень враждебности стал ниже на 22 %.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=