Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 158 В контексте всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема агрессивности подростков является как никогда актуальной. Большинство современных исследователей определяют агрессию как дест- руктивное поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе, нанося- щее вред и приносящее физический и моральный ущерб. З. Фрейд придержива- ется точки зрения, что агрессия является неотъемлемой частью природы чело- века. В связи с этим близкие люди для агрессивного человека являются лишь средством удовлетворения потребности в выражении негативных эмоций. Проб- лему агрессии рассматривали в своих трудах и сторонники необихевиоризма. Например, Скиннер считал, что человек использует определенные действия лишь для получения одобрительной реакции окружающих, а не ради реализа- ции во внешнем мире своих нереализованных страстей. Подростковый возраст является важным этапом в формировании личности человека. Он весьма сложен и противоречив в своих проявлениях, и лишь чут- кое и деликатное отношение к чувствам и эмоциям школьника поможет в свое- временном предотвращении неадекватных эмоциональных реакций, прежде всего, агрессии. В спектре факторов, приводящих к возникновению агрессивно- го поведения в подростковом возрасте, особую роль играют модели семейного взаимодействия. Зачатки агрессивного поведения закладываются еще в младен- честве и зависят от отношения к ребенку со стороны его матери. Дети, чье взаимодействие с матерью было нарушено, вырастают либо конфликтными, жесткими, либо неуверенными в себе, стремятся избежать социальных контак- тов. Происходит накопление негативных эмоций внутри себя, что приводит к феномену аутоагрессии. Важно, что агрессия не возникает в ситуации изоляции от социума, зарождается при взаимодействии человека со своим окружением. Одним из условий снижения агрессивности подростков является создание коррекционно-развивающей программы, содержание которой и выбор адекват- ных методик определяется видом, уровнем и формой проявления агрес- сии. Наиболее эффективна при работе с подростками тренинговая форма, кото- рая способствует выработке нового взгляда на межличностное общение. Тре- нинг помогает подростку контролировать свое поведение, вовремя распознать агрессию и предотвратить ее разрушительное действие, формировать адекват- ную самооценку, развивать рефлексию, лучше понимать себя. Важным условием снижения агрессивности подростков также является создание в классе безопасной образовательной среды. Основополагающим в этом вопросе является принцип уважительного отношения к личности каж- дого ребенка, а также принцип индивидуального подхода. Безопасная образо- вательная среда должна исключать всяческое насилие в процессе обучения, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Формирование безо- пасной образовательной среды основывается на использовании технологий здоровьесбережения, способствующих снятию напряжения и становлению бла- гоприятного психологического климата в классе. В формировании образова- тельной среды важным является использование диалоговых и игровых техноло- гий. Необходимым условием является учет возрастных и индивидуально- психологических особенностей детей при конструировании педагогического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=