Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 157 И. Л. Федотенко, М. Р. Зарудская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье анализируются социальные и образовательные факторы, стиму- лирующие подростковую агрессивность, обоснованы условия, реализация которых приводит к снижению уровня агрессивности школьников. Ключевые слова: агрессивность, агрессия, подростки, условия, факторы, школьное на- силие, компьютерные игры, кибербуллинг, программа, тренинг. Педагоги, психологи, социологи, родители обеспокоены значительным ростом немотивированных вспышек агрессии школьников различного возраста. Интернет переполнен сценами школьного насилия, жестоких издевательств учащихся над своими одноклассниками, учителями. Десятки тысяч простав- ленных пользователями «лайков» стимулируют стремление школьников найти очередную «жертву», снять «улетное видео», включиться в кибербуллинг. Со- временная «сетевая» личность ребенка или подростка получает доступ к неог- раниченному количеству самой разнообразной информации, в том числе той, которая может оказать на нее деструктивное воздействие. Еще один очевидный минус ускоренной компьютеризации – возможность школьников проводить большое количество времени за играми, воздействие которых на психику также неоднозначно. Демонстрация сцен насилия в компьютерной игре для взрослого человека может приводить к разрядке, эмоциональному выбросу, а у подрост- ка – спровоцировать неконтролируемые вспышки агрессии. Накладывает свой отпечаток и постоянная демонстрация насильственных действий по телевиде- нию, «эстетизация» насилия, в том числе в, казалось бы, безопасных и цензури- рованных новостных передачах. Весомым является также тот факт, что совре- менные дети все чаще предпочитают виртуальную среду живому общению, из- за чего их моральные ориентиры становятся нечеткими и размытыми. Нередки ситуации, когда подростки, не имеющие возможности реализовать накопившуюся энергию, отправляются в социальные сети и ввязываются в споры на различные темы. На первый взгляд в этом нет ничего негативного, од- нако с развитием дискуссии подростки зачастую переходят на личности, и разговор сводится к банальным оскорблениям, что является проявлением вер- бальной агрессии. К этому относится и написание отрицательных комментариев на страницах известных личностей в социальных сетях, и кибербуллинг – травля в сети Интернет. В силу анонимности и иллюзорной безнаказанности социальные сети являются идеальной средой для проявления подростковой агрессии. Для ки- бертравли современным подросткам необязательно быть близкими знакомыми жертвы, ведь всю информацию, которую можно использовать для издевательств, оскорблений можно получить с личной страницы человека в интернете.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=