Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 155 сонализация и проблематизация учебного материала. Персонализация – рас- смотрение теорий, концепций, систем через призму жизни и судьбы их созда- телей, в борьбе взглядов и идей. Таким образом, личностная, гражданская, эти- ческая позиция ученого, учителя – важнейший источник терминальных ценно- стей для студента. Идеи Я. Корчака и М. Монтессори, Л. С. Выготского и А. С. Макаренко предстают перед студентами как результат поисков, сомнений, заблуждений и блестящих открытий людей, искренне стремящихся максимально реализовать и развить потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить его лич- ностный рост Персонализация содержания, таким образом, задает ценностно-смысловое поле собственного развития будущих педагогов-психологов. В качестве метода, направленного на формирование терминальных цен- ностей, было выбрано игровое моделирование. Нам представляется важной по- зиция И. А. Югфельд, убеждающей, что «приоритет игрового моделирования обусловлен следующими обстоятельствами: – эта технология наиболее адекватна социально-психологическим особен- ностям студенческого возраста; – стимулирует познавательную и социальную мотивацию студентов; – имеет не только когнитивный, но и эмоциональный потенциал; – способствует профессионально-личностному развитию будущего учителя; – это модель жизненной ситуации общения, в процессе которой студент приобретает определенный опыт» [2, с. 411–412]. Включение игрового моделирования в семинарские и практические заня- тия по психолого-педагогическим дисциплинам показало, что этот метод по- зволяет студенту более глубоко анализировать ситуацию и находить разные пу- ти решения проблемы. Проигрывая роли педагога-психолога, учителя, директо- ра, социального психолога, родителей школьника, учеников разного возраста, студент более тесно знакомится с особенностями выбранной специальности, учится взаимодействовать с группой ради достижения поставленной цели. Иг- ровое моделирование позитивно влияло на присвоение студентами ценностей- качеств, адекватных терминальным. Игра помогала проектированию более безопасного психологического климата в группе, преодолению застенчивости, неуверенности, негативных стереотипов, увеличению гибкости, толерантности, используемых моделей взаимодействия. Для присвоения таких терминальных ценностей как творческий характер профессии, возможность самоосуществления, самореализации, создания психо- логически безопасной образовательной среды использовались диалоговые и проектные технологии. Присвоению студентами ценностного отношения к ребенку, его родителям, педагогам-коллегам способствовал просмотр кино- фильмов, видеофильмов, телепередач («Класс коррекции», «Мой странный ге- рой», «Чучело», «Ученик») с их последующим обсуждением. Участие в дискус- сиях актуализировало рефлексивную позицию студента, его стремление соот- нести просмотренный визуальный ряд фрагментов фильмов с собственными представлениями, этическими нормами. Будущие педагоги-психологи предла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=