Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 154 – направленность на общение, развитие ребенка, реализацию его по- тенциала; – ориентация на проектирование психологически безопасной образова- тельной среды. Терминальные ценности являются необходимым (но далеко не достаточ- ным) фактором, помогающим педагогу «очеловечить» школьную реальность, создать психологически безопасное пространство класса, ориентированное на развитие каждого ребенка, на реализацию его потенциала. Для школы сегодня особенно важно адаптироваться к разным детям, учитывая их социальные, пси- хологические, национальные, конфессиональные особенности, состояние физи- ческого и психического здоровья. В ситуации инклюзивной среды требуется педагог, готовый к сопереживанию, взаимопомощи, сочувствию, поддержке каждого ребенка, а не только учащегося с проблемами. Терминальные ценности формируются под воздействием множества фак- торов: семейная атмосфера, традиции, культура, конфессия, профессиональное сообщество и прочие неотъемлемые особенности социума. Будущая деятель- ность начинающего специалиста в значительной степени зависит от его отно- шения к избранной профессии. Обучение будет результативным, если создают- ся условия для того, чтобы студент проявил самостоятельность, креативность, инициативу, а его мотивация к обучению приобрела бы не только познаватель- ный, но и социальный характер. На констатирующем этапе важно было выявить исходный уровень терми- нальных ценностей первокурсников, обучающихся по психолого-педагогиче- скому направлению. На диагностическом этапе в исследовании участвовало 48 студентов ЧОО ВО «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)» (методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (авторы В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Анализ получен- ных результатов показал значительное доминирование эгоистически-престижных ценностей (71,8 %). Для будущих педагогов-психологов значимы: собственный престиж; высокое материальное положение; сохранение индивидуальности, защи- та своей неповторимости и независимости. Респондентам с преобладанием духов- но-нравственных ценностей (28,2 %) наиболее важны: собственное развитие; ду- ховное удовлетворение, преобладание духовных потребностей над материальны- ми; креативность, как реализация творческих возможностей личности; расшире- ние межличностного общения; реализация социальной роли. Единичные ответы студентов убеждают, что при расстановке жизненных приоритетов, они ориентированы на уважение и любовь к людям, традицион- ные семейные отношения, почитание родителей. К сожалению, студенты, поступающие на первый курс высшего учебного заведения, чаще всего не имеют адекватных представлений о будущей специ- альности. В процессе коррекции аксиосферы студента существенную роль иг- рают, как содержательный, так и процессуальный аспекты образовательного процесса в университете. Для усиления аксиологической составляющей содержания курсов педаго- гических и психологических дисциплин использовались такие приемы как пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=