Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 153 И. Л. Федотенко, Д. В. Дементьева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Желева Елена Медицинский университет «Проф. д-р П. Стоянов» (Варна, Болгария) СТАНОВЛЕНИЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Аннотация. Статья посвящена условиям и технологиям становления терминальных ценностей студентов, обучающихся на психолого-педагогическом отделении. Показана кор- рекция аксиосферы будущих педагогов-психологов с помощью игрового моделирования, диалоговых, проектных, проблемных технологий. Ключевые слова: терминальные, инструментальные ценности, аксиосфера, диалоговые, игровые, проектные технологии, студенты, педагоги-психологи. Процесс профессионально-личностного развития студента, происходящий в университете, – это, прежде всего, процесс присвоения каждым обучающим- ся системы ценностей, уяснения личностных смыслов профессии, изменения и коррекции персональной аксиосферы. Аксиологический аспект профессио- нального развития особенно значим, так как ценности транслируются детям, прежде всего, через личность учителя, психолога, педагога. Категория «терминальные» раскрывает ценности, относящиеся к жизнен- ным, социальным или профессиональным целям, которые человек пытается достичь. В отличие от терминальных, инструментальные ценности объединяют средства, моральные нормы, личностные качества, позволяющие добиться пос- тавленных целей. Инструментальные ценности подразделяются на ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания. Статус терминальных ценностей выше, чем инструментальных, они характеризуются большей устойчивостью, опреде- ленностью, стабильностью. Один из парадоксов педагогической аксиологии за- ключается в рассогласовании терминальных и инструментальных ценностей. В. А. Сластенин неоднократно подчеркивал значимость целенаправленно- го формирования педагогических ценностей, влияющих на специфические осо- бенности профессиональной деятельности. Ценности, как составная часть ак- сиосферы учителя, помогают ему удовлетворять материальные и духовные по- требности, выступают ориентиром социальной, профессиональной, личностной активности. Особенно существенно то обстоятельство, что ценности выступают своеобразными этическими нормами, регламентирующими педагогическую деятельность. Среди терминальных ценностей особенно значимы следующие: – самореализация, самоосуществление будущего педагога в профессио- нальной деятельности; – ориентация на творческий характер профессии педагога;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=