Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 147 Е. Е. Уракова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАГНОСТИКА ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЦЕННОСТЯМ ИНОЙ КУЛЬТУРЫ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы по формированию толерантного отношения подростков к ценно- стям иной культуры, проводившейся на базе МБОУ ЦО № 1 «Гуманитарно-математического лицея» г. Тулы. Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение к ценностям иной культуры, подростки. Государственный стандарт основного общего образования нового поколе- ния предполагает, что «формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе» должно быть обеспечено школьным образованием [4, с. 10]. Из этого следует, что в качестве основной задачи, стоящей перед педагогом, выступает формирование у обу- чающихся представления о толерантности как о ценности, понимания культур других народов, умения создавать вокруг себя микроклимат культуры и духов- ности, способности жить в едином поликультурном пространстве вне зависи- мости от национальности и вероисповедания. Научные работы, затрагивающие проблему толерантности, появляются лишь в середине 90-х годов ХХ века, что свидетельствует о том, что данная проблема молода как в России, так и в зарубежных странах. Такие ученые как Г. Оллпорт, Д. Камуднжереми, П. Вогт, Р. Вандберг положили начало исследо- ванию проблемы толерантности. Мировое признание проблема толерантности получила после принятия Декларации принципов толерантности, в которой да- ется четкое определение данному понятию: толерантность – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего ми- ра, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индиви- дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [5, с. 3]. В своем исследовании мы ведем речь о формировании толерантности под- ростков, так как считаем, что именно этот возрастной период обладает всеми возможностями для организации данного процесса. По мнению ученых, мыш- ление подростка еще по-детски непосредственно, но уже способно грамотно анализировать происходящее и делать соответствующие выводы. Согласно Д. Б. Эльконину, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собст- венной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Кроме того, в развитии познания подростком окружающей действительности наступает пе- риод, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир; интерес к себе, к собственной психической жизни и к качест-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=