Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 144 Технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning) как метод бы- ла детально разработана в 70-е гг. группами таких американских ученых, как Р. Славина (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсона и Д. Джонсона (уни- верситет штата Миннесота) и Эл. Аронсона (университета штата Калифорния). Кроме того, эта технология обучения привлекла внимание и ученых из Запад- ной Германии, Нидерландов, Великобритании, Австралии, Израиля и Японии. Разрабатывая технологию обучения в сотрудничестве, ученые стремились соз- дать такие условия для учеников, в которых они могли чувствовать себя наибо- лее комфортно и имели возможность реализовать свои индивидуальные спо- собности в процессе активной совместной деятельности в разных ситуациях во время учебного процесса [3, с. 158]. Российские ученые Ш. А. Амонашвили, М. А. Ариян, И. Л. Бим, И. А. Зим- няя, В. А. Кан-Калик, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Г. В. Ро- гова и многие другие ученые тоже уделяли особенное внимание методологии и практике технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения. Данная технология обучения в сотрудничестве представляет собой одну из технологий личностно-ориентированного обучения, к основе которой лежат определенные принципы. Е. С. Полат в статье «Обучение в сотрудничестве» детально рассматривает следующие принципы: – все члены группы зависят друг от друга; – каждый член группы несет ответственность как за собственные успехи, так и за успехи всей группы; – все члены группы задействованы в совместной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в группе; – деятельность всех членов группы оценивается при выставлении оценки, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы [5, с. 12]. В. И. Дьяченко считает целесообразным при реализации технологии обу- чения в сотрудничестве помимо вышеперечисленных принципов учитывать следующие аспекты: – в составе каждой группы должен быть сильный, средний и слабый уче- ники, при условии, что группа состоит из трех человек. Кроме того, необходи- мо формировать смешанные группы, состоящие из мальчиков и девочек; – группа получает только одно задание, но для его выполнения учащимся необходимо разделить роли между собой (учитель может дать рекоменда- цию ученикам); – по завершении совместной деятельности учитель самостоятельно опре- деляет того, кто будет демонстрировать результаты проделанной работы. Чаще всего отдается предпочтение слабым ученикам [2, с. 76–77]. Во время реализации технологии обучения в сотрудничестве на уроке ино- странного языка между учащимися можно проследить наличие определенных типов взаимозависимости. Д. Джонсон, Р. Джонсон и Э. Джонсон-Холубек вы- делили следующие типы: 1. Общая цель, задача. Все участники группы осознают её и понимают, что дос- тичь необходимого результата можно только в процессе совместной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=