Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 142 ния в более старшем возрасте не менее патогенны: «Ты мне мешаешь», «От- стань», «Если бы не ты…», «От тебя одни проблемы» и пр. Еще в более явном виде данное послание может реализовываться через побои и унижения. При систематическом получении подобных сигналов ребенок на уровне подсозна- ния встает перед решением сложной проблемы, перед необходимостью приня- тия важнейшего в своей жизни решения: «Жить или не жить? Что делать, чтобы выжить?». Обычно решение ребенка концептуализируется в следующих фра- зах: «Лучше бы меня не было. Я всем только всем мешаю», «Я выживу, если буду молчать/слушаться/кричать/болеть», «Я умру, и тогда вы меня полюбите» и т. д. Одним из возможных вариантов выживания ребенка в столь неблагопри- ятной среде может быть его стремление к оправданию собственного существо- вания, попытка минимизации собственного жизненного пространства, желание каким-то образом компенсировать неудобства, доставленные фактом своего рождения, загладить приписываемую ему вину. Выходы из создавшейся си- туации могут быть различны, что детерминируется силой воздействия роди- тельского предписания, личностной устойчивостью/неустойчивостью ребенка к фрустрирующим факторам и наличием вариативности в принятии решения. Крайним выражением в реализации негативного родительского послания явля- ется безвременная, нелепая детская смерть. Отсроченные случаи принятия по- добных решений при взрослении отвергаемого ребенка находят свое выраже- ние в его аутоагрессивном поведении: в последующей зависимости от психоак- тивных веществ, в запущенных заболеваниях, в труднообъяснимых извне по- пытках суицида. Токсическое родительское предписание «Не чувствуй себя хо- рошо» наиболее явно себя проявляет во время болезни ребенка, когда родители уделяют ребенку максимум внимания. По выздоровлении родительское участие и внимание к ребенку уменьшается. Ребенок, страдая от родительского не- внимания, постоянно «болеет». Подобная установка приводит к усвоению ре- бенком патологических паттернов поведения и применению их в последую- щей своей жизни. Как указывали В. Д. Тополянский и М. В. Струковская «В настоящее вре- мя уже не вызывает сомнений, что не менее 30 % (а по мнению большинства авторов, не менее 50 %) больных, обращавшихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, составляют по существу здоровые лица, нуж- дающиеся лишь в известной коррекции эмоционального состояния; минимум у 25 % лиц с действительно соматическими страданиями значительную роль в клинической картине играют невротические черты» [3, с. 6]. Литература 1. Микиртумов, Б. Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев, С. В. Гречаный. – СПб.: Питер, 2001. 2. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блей- хер, И. В. Крук. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1995. 3. Тополянский, В. Д. Психосоматические расстройства / В. Д. Тополян- ский, М. В. Струковская. – М.: Медицина, 1986.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=