Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 141 циональной привязанности к определенному человеку возможно и некоторое уподобление. В данном случае физический симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим похожий симптом или забо- левание. Клиническая картина, наблюдаемая у суггерренда, может соответство- вать таковой у суггестора, иными словами, психосоматические симптомы могут возникать посредством внушения на бессознательном уровне автоматически, то есть без критического к нему отношения. По мнению Лесли ЛеКрона, при наличии реальной (а иногда и воображаемой вины) манифестация психосома- тического симптома выполняет роль бессознательного самонаказания («Чем хуже, тем лучше»). Самонаказание облегчает переживание вины субъектом, но при этом может существенно осложнить его жизнь. В условиях потворствующего воспитания в качестве инструментов управ- ления детским поведением родители (мать) в значительной степени полагаются на некоторые предписания, адресованные ребенку. Предполагается, что роди- тельские предписания могут быть полезны ребенку, но в определенных случаях они могут нести в себе и некий негативный потенциал, то есть становиться «токсическими», поскольку известно, что, «Благими пожеланиями выстлана дорога в ад». Родительские предписания, актуализирующие в последующем симптомы психосоматического неблагополучия у детей, описаны специалис- тами в области трансактного анализа М. и Р. Гулдингами (M. M. Goulding, R. L. Goulding). По их мнению, в качестве токсических предписаний наибо- лее патогенными являются латентные пожелания «Не живи» («Не будь») и «Не чувствуй себя хорошо». Родительское предписание «Не живи» («Не будь») исходит из пролонгированного позиционирования будущей мамы в эго- состоянии «Ребенок». В качестве последствий длительного пребывания в дан- ном эго-состоянии выступают чувства беспомощности, тревожности и страха перед рождением ребенка, перед грядущими изменениями в обыденной жизни самой женщины, возможными преградами со стороны родившегося ребенка в реализации карьерных и прочих жизненных устремлений, планов и перспек- тив. Отсюда вполне понятным становится и отрицание, непринятие беременной женщиной самого факта беременности. Восприятие женщиной собственной бе- ременности как крушения своего позитивного будущего может вести к вмене- нию всей тяжести вины за случившееся самому пренейту, еще не рожденному ею ребенку, тем самым бессознательно формируя отрицательное отношение к его появлению на свет. В своей максимизации подобное негативное восприя- тие собственной беременности может привести к выкидышу или замершей бе- ременности. В случае беременности, закономерно разрешившейся родами, мо- лодая мама всем своим поведением может демонстрировать небрежение к фак- ту рождения ребенка. Демонстративное материнское поведение заключается в чисто формальном удовлетворении базовых потребностей новорожденного, его повседневном игнорировании. При этом она неосознанно транслирует своему малышу следующее послание: «Ты не нужен, лучше бы тебя не было» (в ином варианте «Не живи», «Не будь»). Таким образом, с момента своего по- явления на свет ребенок несет тяжкое бремя вины за свое собственное рожде- ние, за то, что он родился и «все испортил». Вербальные родительские посла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=