Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 137 13 % проводят исследование, по результатам которого планируют опублико- вать научную статью. Для определения условий необходимых для повышения эффективности науч- но-исследовательской студентов были заданы следующие вопросы, и получены ре- зультаты. На вопрос «Какой вид научной деятельности Вам наиболее интересен?» были получены следующие ответы (предполагался выбор нескольких вариантов): – написание и публикациях научных статей – 57 %; – участие в научно-практических, научно-методических конференциях – 28 %; – участие в конкурсах НИР – 15 %; – участие в финансируемых научных исследованиях – 14 %, при этом 8,5 % студентов не интересуют никакие виды научной деятельности. По мнению респондентов, следующие мероприятия необходимы для во- влечения студентов в научно-исследовательскую работу: – проведение мастер-классов по написанию научных статей (34 %); – проведение открытых лекториев и открытых лекций (18 %); – проведение научных конференций с привлечением известных ученых (17 %); – проведение конкурсов НИР (13,5 %). Многие студенты теряют интерес к науке в том числе, из-за того как пре- подносятся научные мероприятия в вузе, из-за невозможности выбрать самим в чем участвовать, из-за устаревания некоторых форм организации НИРС в университете. Также студентам не хватает просветительских семинаров, бесед о научной деятельности, об ее формах и возможностях. В магистратуру планируют поступать 39 % процентов опрошенных сту- дентов, 36 % пока не определились. 36 % респондентов планируют продолжить свое исследование по результатам ВКР в магистратуре, 16 % хотят в дальней- шем заниматься наукой, поступить в аспирантуру, 7 % респондентов нужна от- срочка от армии, 22 % не хотят уходить из университета (не понимают, что де- лать после окончания обучения в вузе). Кроме того, были проанализировали материалы сборников студенческой конференции ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Молодежь и наука – третье тысячеле- тие» последних лет, а также проведена беседа с редколлегией данного сборни- ка, чтобы выявить основные проблемы, связанные с публикацией студенческих статей. Тематика исследований студентов обширна, студенты стараются по- гружаться в изучаемую тему и продуктивно работать, интересно, что в 2018– 2019 произошло «омоложение» авторов: повысилось количество статей от сту- дентов I–III курсов бакалавриата. При этом каждый год сдается большое коли- чество статей магистрантами, так как по положению о «О выпускной квалифи- кационной работе по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в ТГПУ им. Л. Н. Толстого» к защите магистер- ской диссертации необходимо иметь не менее трех публикаций. Некоторые из студентов не имеют понятия о сборнике или журнале, в который сдают статью, и выполняют требование формально, возможно руководству вуза стоит поло- жение и принять к нему соответствующие поправки. Позиция научных руководителей (наличие научного руководителя обяза- тельно) не всегда правильная, так как некоторые из них формально относятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=