Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 136 К. И. Смирнова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ III–V КУРСОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Аннотация. В статье представлены результаты опроса студентов старших курсов, с целью выявления интересных им форм организации научно-исследовательской работы. Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, научно-исследователь- ская деятельность. Научно-исследовательская деятельность является одной из самых актуаль- ных областей и поддерживается на государственном уровне, вузы являются площадками, с которых потенциальные молодые ученые «стартуют» в науку. Научно-исследовательская деятельность занимает важное место в основных об- разовательных программах высших учебных заведений. Одно из важнейших требований к результатам их освоения это – овладение выпускником научно- исследовательской деятельностью: готовность использовать систематические и теоретические знания для постановки и решения исследовательских задач в образовании; способность руководить учебно-исследовательской деятельно- стью учащихся [2]. В настоящее время существует проблема снижения эффек- тивности научно-исследовательской работы студентов (НИРС), поэтому была проведена диагностика для выявления тех форм, которые интересны студентам, и, с помощью которых можно вовлечь большее количество потенциальных мо- лодых ученых к данной деятельности. Соглашаясь с точкой зрения С. Н. Петровой, под научно-исследователь- ской работой студентов будем понимать – выполнение творческого или теоре- тического исследования студентом, предполагающего проведение эксперимен- та, с целью проверки научной гипотезы либо установления закономерностей, проявляющихся в природе или обществе [1]. Нами был проведен опрос студентов 3-5 курсов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в ТГПУ им. Л. Н. Толс- того, с целью определения уровня участия старшекурсников в научно-иссле- довательской работе и выявления наиболее интересных им существующих форм НИРС. Также предполагалось выяснить, планируют ли студенты поступ- ление в магистратуру и с какой целью. Всего было опрошено 150 человек в возрасте от 19 до 25 лет. По резуль- татам анкетирования мы определили, что 53 % респондентов участвуют в научно-исследовательской работе в вузе, 45 % не участвуют, 2 % затрудни- лись ответить. При этом в студенческое научное общество (СНО) факуль- тета/университета входит всего 5 % опрошенных, а 80 % не имели желания в него вступать. 50 % опрошенных студентов имеют научные публикации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=