Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 134 А. К. Осинский, Н. Д. Левитов обосновывают такие виды агрессии как: на- правленная вовне и аутоагрессия (по направленности); интеллектуальная и враждебная (по цели); физическая и вербальная (по методу выражения); пря- мая и косвенная (по степени выраженности); инициативная и оборонительная (по наличию инициативы). С. Фешбах определяет экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Деятельность человека порождает агрессивное поведение и управляет им. Агрессия, возникая в деятельности, в свою очередь влияет на нее и изменяет. Поэтому проблема мотивированного деструктивного поведения приобретает особое значение в обучении, ведь знание преподавателем состояний студентов и управление ими существенно влияет на эффективность образовательного процесса вуза. Для более детального изучения проявлений агрессивного поведения в моло- дежной среде нами было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В исследовании принимали участие 40 студентов первых курсов факультетов: тех- нологий и бизнеса, физической культуры; среди них 18 юношей и 22 девушки. По результатам исследования (опросник Басса-Дарки) у большинства сту- дентов (55 %) индекс общей агрессивности находится в пределах нормы. Уро- вень рассматриваемой переменной у девушек на 3 стандартизованных балла выше, чем у юношей (16,5 и 19,6 соответственно). К условно агрессивным от- носятся 14 % девушек рассматриваемой выборки; среди юношей нет лиц с дан- ным уровнем рассматриваемой переменной. По результатам гендерного анализа среди юношей больше лиц, относя- щихся к мало агрессивным (22,2 % юношей и 4,5 % девушек). Низкий индекс враждебности (7,8 стандартизованных баллов) можно кон- статировать у большинства (65 %) студентов рассматриваемой выборки. Только у 14 % девушек отмечается высокий уровень рассматриваемой переменной. У большинства исследуемых респондентов 56,25 % отмечается средняя степень выраженности физической агрессии (5,3 стандартизованных балла). Лишь 27,08 % студентов могут использовать физическую силу против другого лица. Среди девушек выявлено больше лиц с низким уровнем физической аг- рессии (21,4 % и 10 % соответственно). В диапазоне средней степени выраженности у большинства студентов на- ходятся показатели косвенной агрессии (55 % юношей и 57 % девушек). Можно констатировать гендерные различия рассматриваемой переменной. Если для 45 % юношей характерен низкий уровень косвенной агрессии, то для 32 % де- вушек – высокий. Девушки более склонны проявлять агрессию окольным пу- тем, в скрытой замаскированной форме, подвержены интригам. Средний уровень вербальной агрессии отмечается у большинства студен- тов рассматриваемой выборки (75 %). Среди девушек больше лиц склонных проявлять вербальную агрессию в своем поведении (18 % и 10 % соответствен- но), то есть девушки чаще склоны к выражению негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, уг- розы). Вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=