Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 133 Е. В. Романова, Е. И. Туревская, Н. А. Хвалина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Аннотация. В статье проведен краткий теоретический анализ понятия «агрессия», ее видов и представлены особенности мотивированного деструктивного поведения студентов первого курса педагогического направления подготовки. Ключевые слова: агрессия, студенты, косвенная агрессия, физическая агрессия, вер- бальная агрессия, индекс общей агрессивности, индекс враждебности. В современном обществе все отчетливее прослеживается динамика чис- ленности агрессивных проявлений, в том числе в молодежной среде. Чрезмерно агрессивное поведение приводит к негативному изменению в процессе социа- лизации человека. Мотивированное деструктивное поведение негативно влияет не только на эффективность учебной деятельности, но и на успешность профессиональ- ного становления личности, проявление депрессии, психодискомфорта, напря- женности, страхов, состояния подавленности. Проблемой агрессии, причинами ее возникновения и особенностями про- явления занимались: Э. Фромм, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, И. И. Со- ковня, Н. М. Платонова и др. Однако, не смотря на результаты многочисленных исследований, эта проблема до настоящего времени изучена явно недостаточно. Исследования в данной области не привели к созданию единой теории агрес- сии, и она требует дальнейших разработок. Не существует даже общепризнан- ного определения агрессии. Исследователи отмечают, что агрессию следует рассматривать как инди- видуальное или коллективное поведение, или действие, направленное на оду- шевленные или на неодушевленные объекты с целью нанесения физического, а для одушевленных объектов и психического вреда вплоть до уничтожения отдельного человека или группы людей (Э. Фромм), а так же любая форма по- ведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому су- ществу, не желающему подобного обращения (Д. Ричардсон); поведение, со- держащее угрозу или наносящее ущерб другим (А. Басс) и поведение нанося- щее другим телесные повреждения (Д. Зильманн). Агрессия может проявляться в разных компонентах многоуровневой сис- темы как по отношению к другим людям, к различным общественным институ- там (государство, церковь, школа и т. д.), к собственному «Я», так и по отно- шению к неодушевленным предметам. Агрессия многообразна в своем проявлении. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие виды агрессивного поведения: физическая, косвенная и вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=