Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 130 преподаватель создает на занятиях, поэтому в ответах встречается следующее: человек, который с пониманием относится к студентам; человек, готовый поде- литься своим опытом и знаниями; человек, который рад поделиться знаниями с другими и всегда открыт к разговору и научным дискуссиям; наставник, имеющий подход к каждому студенту; ведет свои занятия так, что к нему хо- чется приходить снова и снова; в нем есть отзывчивость, современность и по- нимание своих студентов. Более теплые, дружеские, основанные на взаимном уважении отношения со студентами преподаватели, по мнению опрошенных, строят, прежде всего, за счет содержания лекций и способов преподавания, эти позиции отметили более 60 %, а в 2017 г. – «способы преподавания» выбрали 70 %. По-прежнему, в центре внимания студента остается личность преподавателя и его методические прие- мы. По мнению студентов, во время общения преподаватель развивает у них, в основном, ответственность и инициативность, и в меньшей степени – уважение к потребностям других. Почти 70 % опрошенных считают, что пре- подаватель использует адекватную систему поощрений и наказаний. При выборе проблем для обсуждения, студенты выделяют вопросы, свя- занные с будущей профессией. Ответ «часто» и «всегда» в 2016 г. отметили 80 % респондентов, в 2017 г. – около 50 %. Однако, в строке «преподаватель интересуется будущим своих студентов» 50 % выбрали позицию «иногда». В 2018 г. нами было проведено анкетирование преподавателей универси- тета. Анкета включала 13 вопросов закрытого типа, при ответе на которые не- обходимо было оценить состояние того или иного явления по заданной шкале («очень важно», «важно», «почти неважно», «совсем неважно»). При обработке результатов анкетирования преподавателей, проведенного в 2018 г., мы разде- лили респондентов на две категории: с ученой степенью (кандидат или доктор наук) и без ученой степени. Существенной характеристикой второй категории преподавателей является их возраст, они моложе и имеют меньший опыт рабо- ты в университете. Именно в этих двух категориях ответы по многим позициям отличались между собой, тогда как в ответах преподавателей, работающих на гуманитарных и естественнонаучных факультетах, не было существенных раз- личий, не было отличий и в ответах на предложенные вопросы у преподавате- лей-мужчин и преподавателей-женщин. Проанализируем сначала, как преподаватели оценивают суждения, связан- ные с влиянием мнения студентов на организацию учебного процесса и содер- жание дисциплин. Интересно, что все начинающие преподаватели считают важным опирать- ся на мнения студентов в выборе учебного материла, а выстраивание диалога со студентами отмечают как очень важное – 75 %, тогда как более опытные пре- подаватели безоговорочно (100 %) выбирают ответ «очень важно» в суждении о диалоге, но учитывать мнение студентов готовы не все. Аналогичная ситуа- ция в характеристике суждений о важности взаимодействия студента и препо- давателя для достижения результата: молодые преподаватели выбирают только оценки «очень важно» и «важно», а некоторые опытные педагоги (10 %) счи- тают, что это «совсем неважно». Интересно, что треть педагогов со стажем счи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=