Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 129 Преподаватели стремятся: всегда часто 2016 2017 2016 2017 – создать приятную атмосферу в общении 16 % 7 % 49 % 63 % – дать студенту возможность задавать вопросы 24 % 43 % 44 % 33 % – предоставить свободу высказывания суждений 29 % 27 % 36 % 43 % – повысить активность студентов 37 % 33 % 30 % 36 % Однако в оценке указанных в анкете стремлений преподавателей студенты чаще выбирают позицию «часто», реже – более категоричную «всегда», и прак- тически треть студентов выбирает «иногда». Таким образом, нельзя сказать, что дружеская атмосфера и поощрение высказываний студентами собственного мнения доминируют. Продолжая тему активизации работы студентов, в следующем вопросе анкеты предлагалось выбрать и оценить частоту использования различных спо- собов активизации позиции студента. В 2016 г. чаще выбирали ответ «исполь- зуя мультимедийные средства» – 63 %, в 2017 г. этот процент немного сни- зился. Опрошенные все больше выбирали ответы «с помощью примеров из жизни» (2016 г. – 62 % «всегда» и «часто»; 2017 г. – 57 %); «связывая проб- лему с будущей профессией студентов» (2016 г. – 53 % «всегда» и «часто»; 2017 г. – 58 %). Этот факт подтверждает, как важно при составлении учебных планов, рабочих программ и других внутривузовскихнормативных докумен- тов внутри вуза опираться именно на компетентностный подход, ориентиро- ваться на будущую профессию обучаемого, показывать использование полу- ченных теоретических знаний на практике, в профессиональной деятельности будущего специалиста. Выбор студентов между личностными качествами преподавателя распре- делился следующим образом. Общаясь со студентами, преподаватели проявляют: всегда часто 2016 2017 2016 2017 – толерантность 36 % 23 % 42 % 40 % – уважительное отношение 47 % 17 % 33 % 50 % – доброжелательность 24 % 13 % 56 % 50 % Большинство студентов считают, что в университете всегда существует контакт между преподавателем и студентом. Студентам, в основном, доставля- ет удовольствие общаться с преподавателями факультета. В строке «с неко- торыми из них» свой выбор в 2016 году сделали 67 %, в 2017 году «всегда» и «часто» – 60 %. В вопросе открытого типа «университетский преподаватель в моем пони- мании – …» опрашиваемые чаще характеризовали именно профессиональную составляющую, давая следующие характеристики: профессионал в своей облас- ти; образованный человек;человек, который знает свой предмет; преподаватель, который должен знать свое дело, свой предмет; ответственный специалист и т. п. Важным аспектом для студентов является атмосфера, которую вузовский

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=