Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 128 Рангелова Емилия Софийский университет «Св. Климент Охридски» (Болгария) Е. Г. Торина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье представлены некоторые результаты научно-исследовательского проекта «Взаимодействие преподавателя и студента в условиях университетского образова- ния». Статья содержит сравнительный анализ исследования «Преподаватель глазами сту- дентов», проведенного в 2016, 2017 гг., и некоторые результаты анкетирования преподавате- лей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Ключевые слова: университет, преподаватель, студент, взаимодействие, результаты анкетирования. Исследования взаимодействия преподавателя и студента в условиях уни- верситетского образования проводятся в рамках международного проекта, в ко- тором принимают участие ученые из университетов Болгарии, Польши, Украи- ны, Беларуси, Словении. Результаты этих исследований ежегодно обсуждаются на международной конференции в г. Китен под руководством ассоциации про- фессоров славянских стран. «Взаимодействие между преподавателем и студен- том это проблема особенно значимая. Это непосредственно связано с реализа- цией статуса студента в университетской образовательной среде, с качеством его подготовки как высококвалифицированного специалиста и полноценной его профессиональной реализацией» [1]. С 2016 г. на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого в рамках данного международ- ного проекта проводилось анкетирование преподавателей и студентов. Иссле- дование начиналось с изучения точки зрения студентов на образовательный процесс университета, их оценки атмосферы, царящей в вузе. Анкетиро- вание «Преподаватель глазами студентов» позволило составить обобщенный портрет преподавателя университета, основываясь на точке зрения студентов; посмотреть, как оценивает студент организацию образовательного процесса, свои взаимоотношения с преподавателем. Данное анкетирование проводилось в 2016–2017 гг., поэтому была возможность провести сравнительный анализ ре- зультатов, проследить некоторые тенденции. В 2017 г. увеличился процент ответов, показывающий, что преподаватели университета стремятся создавать благоприятную атмосферу в общении. Воз- рос совокупный процент выбора положительных ответов на утверждения, ха- рактеризующие формирование благоприятной атмосферы в общении препода- вателя и студентов. Более 50 % студентов выбирали такие позиции как «препо- даватели стремятся дать студенту возможность задавать вопросы», «предоста- вить свободу высказывания суждений», «повысить активность студентов».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=