Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 115 С. А. Радченко, Ю. С. Воробьева, В. А. Кучерский, Д. К. Александрова, Т. А. Анненкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. Описан опыт организации важной научно-исследовательской работы сту- дентов нескольких факультетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого за счет создания многоцелевых студенческих проблемных групп во время изучения студентами дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда в образовательных организациях». Это позволяет улучшить индивидуализацию обучения многих студентов и его качество, их подготовку к трудоустройству и карьере и профориентационную работу со школьниками и их родителями. Ключевые слова: качество обучения, безопасность жизнедеятельности, охрана труда, студенческие проблемные группы, трудоустройство. Каждое из российских высших учебных заведений решает много разных задач, но важнейшими из них уже много лет являются следующие четыре: 1 – повышение качества обучения студентов с максимальным учетом требований рынка труда и экономики; 2 – привлечение профессорско-преподавательских кадров и студентов к изучению актуальных проблем; 3 – трудоустройство всех выпускников очной формы обучения в первый год после получения дипломов; 4 – организация результативной профориентационной работы, обеспечивающей ежегодный качественный и полный набор абитуриентов на все специальности. Очевидно, что для повышения эффективности решения вузами этих задач необходимо привлекать к их решению студентов, в том числе обеспечивая их массовое участие в научно-исследовательской и профориентационной работе. Однако обеспечить это традиционными методами мешают несколько проблем. Во-первых, многие дисциплины в учебных планах всех специальностей изучаются только один семестр и являются ознакомительными. Поэтому пре- подаватели обычно могут поручать студентам лишь подготовку рефератов, а для привлечения студентов к более серьезным исследованиям актуальных проблем зачастую не хватает и времени и необходимых знаний у студентов. Во-вторых, учебная нагрузка всем преподавателям планируется только на учебный год, что снижает возможности и заинтересованность преподавателей долгое время руководить студенческими научными кружками и проблемными группами по своим дисциплинам (особенно, если в соответствии с учебными планами студенты начинают изучать эти дисциплины в весеннем семестре). В-третьих, обычно преподавателям трудно подготовить индивидуальные задания по своим дисциплинам для каждого из обучаемых студентов, поэтому зачастую количество студентов, участвующих в работе студенческих научных кружков и проблемных групп, бывает небольшим и это считается нормальным. То есть традиционные методы и формы организации научно-исследовательской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=