Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 113 К способам борьбы со стрессом можно также отнести горячую ванну, конт- растный душ, горький шоколад и чай с мелиссой. Для борьбы со стрессом можно использовать как групповой тренинг, так и индивидуальный. Психолог знакомит учащихся с методикой проведения аутотренинга, кото- рый позволяет научиться контролировать свои эмоции, помогает избавиться от чрезмерного напряжения, пробуждает внутренние резервы организма, позволя- ет подготовиться к новым стрессам и преодолеть данное негативное состояние без проблем для здоровья. Также приводятся варианты аффирмаций – положи- тельных высказываний, например, «Я спокойна!», «Я полна сил» и т. д. Тренинг на снятие эмоционального напряжения рассчитан примерно на 1 час работы, позволяет почувствовать себя лучше, учит студентов взаимодейст- вию. Количество упражнений может варьироваться. Преподаватель раздает листочки цветной бумаги и просит выбрать любой, который соответствует се- годняшнему настроению. Потом объясняется, что любой цвет означает опреде- ленное эмоциональное состояние. Задача психолога состоит в создании хоро- шего настроения всех участников тренинга. Очень нравится студентам упраж- нение «Двухатомная молекула», которая позволяет сделать комплимент соседу. Упражнение выполняется по цепочке, каждый участник называет свою отличи- тельную особенность, а сосед добавляет еще одну. Например, «Я красивая». «Да, а еще ты умная!». Как известно, добрые слова повышают настроение. Сочинение коллективной сказки, начало которой звучит так «В одном пре- красном городе жила одна замечательная семья…» веселит студентов, развива- ет внимание. Упражнение «Корзина советов» позволяет выявить различные методы борьбы со стрессом, студенты предлагают свои, преподаватель добавляет и та- кие, как песочная терапия, арт-терапия, апи–терапия, фитотерапия, ароматера- пия, анималотерапия. Визуализация помогает эффективно бороться со стрессом, для этого сту- денты рисуют свой стресс, потом отвечают на вопросы преподавателя. Рацио- нальный анализ своего страха позволяет преодолеть его. Завершает тренинг упражнение на релаксацию. Преподаватель включает кра- сивую спокойную музыку, студенты удобно садятся, расслабляют все мышцы, за- крывают глаза, слушают преподавателя, перед их мысленным взором представля- ется закат солнца, шум моря, они чувствуют свежий ветер и соленый вкус волн. Подобная картина наполняет умиротворение и заряжает энергией на весь день. Проблема научного изучения стресса имеет недолгую историю, всего двадцать лет. В данной статье мы обобщили свой эмпирический опыт борьбы со стрессом, будущим специалистам необходимо приобрести полезный навык управления своим эмоциональным состояние в своей профессиональной деятельности. Литература 1. Атеденёва, Г. Ю. Стрессоустойчивость, стресс-факторы и средства борьбы со стрессом у студентов экономического факультета [Электронный ре- сурс] / Г. Ю. Атеденёва // Научное сообщество студентов XXI столетия: Материалы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=