Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 111 Н. А. Пронина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ Аннотация. В статье анализируется практически опыт снятия эмоционального напря- жения и борьбы со стрессом у студентов. Ключевые слова: стресс, эмоции, снятие эмоционального напряжения, релаксация. Современный ритм жизни очень быстрый, ежесекундно на нас постоянно из средств массовой информации обрушивается огромное количество инфор- мации, которое необходимо запомнить и переработать. Далеко не каждый чело- век может с этим справиться, особенно страдают студенты. Требовательность преподавателей, сдача зачетов, экзаменов, отчетной документации, отсутствие полноценного сна и отдыха – эти и другие причины провоцируют нервное на- пряжение и стресс. Сам термин «стресс» ввел в научный оборот немецкий физиолог Ганс Селье. На сегодняшний момент нет общепринятого определения понятия «стресс». За рабочее мы возьмем следующее: «Стресс (от англ. stress – нагруз- ка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организ- ма в целом» [2, с. 5]. Стресс стал предметом изучения физиологов (Г. Селье, К. Бернара), психологов (Л. И. Анциферовой, В. А. Бодрова, Е. А. Климова), биологов, врачей. В данной статье объектом исследования стал учебный дистресс и психоло- гические методы борьбы с ним. Боязнь сессии оказывает негативное влияние на память, мышление и внимание студентов, и как следствие, не дает им сосредо- точиться на усвоении учебного материала, поэтому преподавателями кафедры психологии и педагогики было принято решение диагностике студентов. Было исследовано 120 студентов 1–2 курсов факультетов русской филоло- гии и документоведения и истории и права. Был применен тест «Диагностика состояния стресса» А. О. Прохорова. Получены следующие результаты: 15 % учащихся имеют высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях, 38 % респондентов обладают средним уровнем, 47 % опрошенных находятся на низ- ком уровне владения регуляции в стрессовых ситуациях. Для коррекции стрессовых состояний нами были предложены следующие мероприятия, такие как беседа и тренинг. Беседа позволила получить информацию о стрессе, его видах и причинах возникновения. Была разработана памятка поведения при стрессе, включающая следующие рекомендации: соблюдение режима дня: человеческий организм нуждается в отдыхе, восемь часов необходимо отводить на сон, чтобы организм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=