Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 109 3) организационные затруднения, проявляющиеся в несформированнос- ти умений работать в системе вузовских форм организации аудиторной и само- стоятельной работы; 4) самооценочные затруднения, проявляющиеся в несформированности навыков самооценки результатов собственной образовательной деятельности. Для обеспечения профессионально-личностного развития студентов в процессе изучения педагогических дисциплин необходимо учитывать характер возникающих к них познавательных затруднений и выстраивать учебный процесс на основе инди- видуально-дифференцированного подхода. С этой целью на кафедре педагогики реализуются следующие стратегии взаимодействия студента и преподавателя: 1) помощь: данная стратегия используется тогда, когда студент может практически самостоятельно разрешить возникшую проблемную ситуацию, но препятствием на его пути встанет какое-либо познавательное затруднение. В таком случае преподаватель показывает пример выполнения подобного зада- ния, предлагает алгоритм его выполнения и пошагово контролирует студента. Приведем примеры заданий, которые предлагались студентам в рамках стратегии «Помощь»: – знакомство с текстом педагогической направленности с последующим его анализом по алгоритму, предложенному преподавателем; – просмотр и обсуждение видеофрагмента с последующим анализом уви- денной педагогической ситуации по заранее составленному алгоритму. 2) педагогическая поддержка: эта стратегия требует создания благоприят- ного эмоционального фона для студента с целью стимулирования его мотивации к познавательной деятельности, а также оказание поддержки в самостоятельном принятии решений при выполнении даже нового для обучающегося задания. Приведем примеры заданий, которые предлагались студентам в рамках стратегии «Педагогическая поддержка»: – самостоятельный поиск статьи педагогической направленности (по пред- ложенной преподавателем тематике) с последующим выступлением на занятии; – составление аннотированного списка публикаций (статей/ художествен- ной литературы/научно-популярной литературы) по одной из тем курса, пред- ложенной преподавателем; – просмотр и обсуждение видеофрагмента (педагогической ситуации), най- денного в рамках внеаудиторной работы самостоятельно. 3) педагогическое сопровождение, которое отличается от поддержки рос- том умения обучающегося самостоятельно преодолевать свои учебные затруд- нения, что, в свою очередь позволяет уменьшить степень вмешательства педа- гога в познавательную деятельность студента. Приведем примеры заданий, которые предлагались студентам в рамках стратегии «Педагогическое сопровождение»: – самостоятельный поиск литературы по теме занятия с последующим представление доклада по одной из выявленных проблем; – работа в микрогруппах по выполнению кейсов и проектных заданий в рамках изучаемой темы с самостоятельным распределением ролей в малой группе и выбором способа презентации результатов работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=