Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 108 Т. М. Пономарева, Н. И. Ешкина, А. А. Сергеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРЕОДОЛЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. В статье раскрывается суть познавательных затруднений студентов в об- разовательном процессе, их типология, проводится анализ технологии их преодоления. Ключевые слова: познавательное затруднение, студент педагогического вуза, педаго- гические дисциплины, профессионально-личностное развитие. За последние несколько лет существенно поменялось отношение к образо- вательной деятельности, в том числе и педагогической. Основной задачей со- временного образования становится не просто наделение обучающегося набо- ром знаний, но и формирование у него потребности в постоянном самосовер- шенствовании и самообразовании. Между тем, существующие на сегодняшний день отличия в организации образовательного процесса в школе и вузе высту- пают преградой для эффективного обучения с первых дней пребывания в уни- верситете. Юноши и девушки испытывают целый ряд адаптационных трудно- стей социального, психологического и педагогического характера. Наше исследование посвящено организации процесса преодоления студен- тами группы познавательных затруднений, поскольку это позволит построить адаптивную среду изучения педагогических дисциплин на основе индивидуа- лизации процесса обучения. Актуальные психолого-педагогические исследования [1–3] дают нам осно- вание определить познавательные затруднения как препятствия в понимании материала, возникающие в процессе учебной деятельности и приводящие к трудностям его усвоения, воспроизведения и последующего продуктивного использования. В рамках проводимого исследования была проведена диагностика познава- тельных затруднений студентов первого курса (126 человек). Средствами диаг- ностики выступили специально разработанные анкеты, программы наблюдения и продукты деятельности первокурсников. Анализ полученных результатов по- зволил определить типологию познавательных затруднений студентов: 1) мотивационные затруднения, связанные с несформированностью цен- ностно-мотивационной сферы студента (нежеланием осуществлять как образо- вательную, так и будущую профессионально-педагогическую деятельность); 2) собственно познавательные затруднения, связанные с недостаточной сформированностью умений конспектирования, тезирования учебных текстов и лекционного материала, отсутствием умений самостоятельного поиска необхо- димой информации и ее последующей интерпретации и презентации;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=