Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 106 • Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориен- таций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди вос- принимают и оценивают друг друга (А.А. Бодалев) [1]. • Межличностные отношения – отношения между людьми, складываю- щиеся в процессе общения на основе интересов, личных пристрастий, склонно- стей в условиях определенной культуры или субкультуры [3]. • Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожи- даний, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [2]. В психологической науке ученые выделяют разные аспекты, подходы и уровни изучения межличностных отношений: поведенческий, аффективный и когнитивный (по Я. Л. Коломенскому); практический, аффективный, гности- ческий (по А. А. Бодалеву); регулятивный, аффективный, информационный (по Б. Ф. Ломову) [4]. К поведенческому критерию относят результаты деятельности, поступки, мимику, жестикуляцию, локомоцию, речь. Эмоциональный критерий выражается в различных эмоциональных пе- реживаниях, возникающих у человека при межличностном взаимодействии с другими людьми, симпатиях и антипатиях, удовлетворенности собой и окру- жающим миром. Когнитивный критерий включает в себя все психические процессы, свя- занные с познанием окружения и самого себя. На основе теоретического изучения понятия «межличностные отношения», а также основных составляющих данного процесса мы выделили критерии и показатели развития межличностных отношений: • поведенческий критерий: социальный интеллект; коммуникативные умения; • эмоциональный критерий: социометрический статус; эмоциональный интеллект; индекс удовлетворенности жизнью; • когнитивный критерий: межличностное восприятие; представление субъекта о себе и идеальном «Я». Данные критерии и показатели мы использовали для разработки диагно- стической программы изучения межличностных отношений, в которую вошли следующие методики: Тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»; Тест ком- муникативных умений Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха; Методика со- циометрических измерений Дж. Морено; Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ) Н. Холла; Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адап- тация Н.В. Паниной; Методика «Исследование восприятия индивидом группы» Е.В. Залюбовской; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Учет особенностей межличностных отношений студентов с ограниченны- ми возможностями здоровья и инвалидностью позволит организовать и осуще- ствить психолого-педагогическое сопровождение данного процесса в образова- тельной среде вуза.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=