Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 105 О. А. Поленова, Н. А. Пешкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Аннотация. В статье представлен теоретический обзор научных представлений о меж- личностных отношениях в психологической науке, описаны критерии и показатели изучения межличностных отношений студентов с ограниченными возможностями здоровья и инва- лидностью; отражена диагностическая программа изучения данного феномена в образова- тельной среде вуза. Ключевые слова: межличностные отношения, студенты с ограниченными возможно- стями здоровья и инвалидностью, образовательная среда вуза. Актуальность изучения особенностей развития межличностных отноше- ний студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательной среде вуза обусловлена тем, что в юношеском возрасте про- исходит значительное расширение круга общения, определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формиро- вание и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утвер- ждает свое место в обществе. У студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью снижена потребность в общении с окружаю- щими, нарушена социально-психологическая адаптация в целом, что отмечает- ся на их взаимодействии с людьми во всех видах деятельности. Данная проблема была освещена в педагогике и психологии, были раскрыты её аспекты и разные стороны, несмотря на это, многие вопросы остаются, недоста- точно изучены. У многих преподавателей и сотрудников вузов присутствует дефи- цит знаний о развитии межличностных отношений в студенческих группах. Кроме того, на сегодняшний день многие авторы в своих работах рассматривают чаще развитие межличностных отношений в норме, потому литература по данной проблеме представлена значительно в малом количестве. В связи со сказанным становится понятно, почему наиболее актуальной видится проблема изучения межличностных отношений студентов с ограниченными возможностями здоро- вья и инвалидностью в образовательной среде вуза. Проблемой изучения особенностей развития межличностных отношений студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательной среде вуза занимаются такие ученые, как Д. А. Фатеева, Т. В. Климова, М. Л. Скуратовская, Л. М. Коб- рина, Н. Н. Манохина, Е. С. Фоминых [5, 6]. Существует множество трактовок термина «межличностные отношения». Рассмотрим несколько из них.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=