Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 103 зации материала, в том числе, за страницами учебника. В такой работе повторе- ние и закрепление материала будет сопровождаться образованием многосторон- них связей как внутри изученного материала, так и на основе проблемных во- просов и решения познавательных задач при знакомстве с текстами, не входив- шими ранее в круг учебных вопросов. Очевидно, что обобщение и повторение значительного по объему материала в виде ситуативных таблиц и других, выше названных форм, сводится не к формальному восстановлению имеющихся зна- ний, а построению целостного образа рассматриваемых явлений и процессов. Во-вторых, на наш взгляд, очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение и систематизация проводится на основе рассмотрения основопола- гающих философских положений: материя и ее виды, связь материи и движе- ния, законы сохранения и превращения в физике как иллюстрация неповтори- мости и неуничтожимости материи, синергетические аспекты явлений и т. д. В-третьих, хотим выделить обобщающие уроки политехнического ха- рактера, при проектировании которых учебный материал структурируется в со- ответствии с логической схемой: основные направления научно-технического прогресса -> виды производства -> технические объекты и процессы -> эколо- гические процессы как глобальные ориентиры устойчивого развития нашей цивилизации. Как показывает практика, в том числе, наша собственная, рационально планировать проведение обобщающих занятий в нетрадиционных формах. Та- кая организационно-дидактическая форма выступает и в качестве средства по- вышения познавательной активности учащихся, которых привлекает уже сама необычная, нетрадиционная обстановка. Подобная смена привычной среды деятельности целесообразна, поскольку она создает атмосферу непринужден- ности в работе, при подведении итогов проделанной работы, снимает некото- рый барьер, возникающий в традиционных условиях оценивания из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обяза- тельном участии всех учеников класса (группы), а также реализуются с непре- менным использованием разнообразных современных средств наглядности. Это могут быть: урок-проект, пресс-конференция, физический театр, урок-путе- шествие, семинар-зачет, урок-экскурсия, соревнование, деловая игра и др. На- пример, планируя провести урок- конференцию, учитель предварительно поруча- ет учащимся-докладчикам в ряде сообщений изложить системно обобщенные ма- териалы. Затем, на их основе формируются содержательные элементы целостной, например, физической картины мира, а затем обсуждаются, задаются вопросы учащимися-журналистами естественнонаучных (или медицинских, научно- технических) изданий. При этом объективность научных обобщений подтвержда- ется применением их в практической деятельности людей, в сфере здоровье – и природосбережении (механика космических полетов, биофизика, создание ма- териалов с заранее заданными свойствами и т. д.). В зависимости от того, в каком классе проводятся такого типа уроки: в профильном или общеобразовательном, будет варьироваться степень расширения и углубления учебного материала. Таким образом, проектирование уроков обобщающего типа на научно- методической основе позволит достичь самых разных (стратегических и опера-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=