Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 102 психологической науки. Так, следует учесть, что «обобщение – продукт мысли- тельной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности» [4, с. 240]. В учебнике автора Р. С. Немова [1, с. 237] указа- но, что «обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирова- ние) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится од- ной из форм мысленного обобщения». Выделение некоторого признака, как ос- новы для обобщения, позволяет группировать отдельные предметы (объекты) изучения по данному признаку. В ряде ситуаций необходимо объединить не- сколько объектов в единое целое по различным основаниям. В процессе проек- тирования занятия по обобщению учебного материала достаточно большого объема, с включением понятий, закономерностей, законов, принципов изучае- мой науки, педагог сам должен четко дифференцировать видовые и родовые признаки предметов (объектов), чтобы оценить сложности интеллектуальной деятельности, которая предстоит ученикам. При этом следует учесть, что к одинаковому результату обобщения обучающиеся могут придти, выполняя различные исследовательские действия. Очевидно, что обобщение информации может быть получено и освоено либо в ходе самостоятельной работы, либо при различных видах совместной (групповой, парной) работы учащихся. В наших работах [2, 3] мы уже подробно показывали важность и эффек- тивность учета индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся. В частности, в группу ребят, не слишком склонных к активной творческой рабо- те, желательно включить ребенка, который может «фонтанировать идеями» (на- пример, леворукого (правополушарного)). В этом подходе будет реализована за- дача целенаправленного управления педагогом процессом создания и усвоения обобщений различного уровня с учетом возрастных особенностей учебного со- трудничества, а также и задачи коммуникации с учителем и сверстниками. Целью обобщающих уроков является повторение и закрепление материала, но прежде всего, его обобщение в систематизированном виде по какому-либо основанию. Так, обобщающий урок физики наиболее благоприятен для форми- рования у учащихся физической картины мира. Элементы любого раздела кур- са физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы: наблюдаемые явления, опыты, фундаментальные физические поня- тия, законы, принципы, эксперименты и т. д. должны быть взаимно увязаны и структурированы. Во-первых, решаем задачу обобщения знаний учащихся. Например, пони- мание учащимися целостной картины мира произойдет только на основе уже имеющихся у них знаний, именно поэтому организуется подобный урок в кон- це изучения определенного раздела. Обобщение учебного материала может проводиться на разных уровнях. На уровне понятий обобщается материал при рассмотрении, например, законов сохранения, видов взаимодействий или сил, видов движений и пр. Очевидно, что учитель должен знать, что любое поня- тие – обобщенное отражение группы (класса) предметов (объектов) по их су- щественным признакам, особенностям. При этом очень полезным и продуктив- ным будет этап работы учеников по формированию обобщающих таблиц, со- ставлению кластеров, синквейнов, кроссвордов и др. видов работ по системати-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=