Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 101 Н. Л. Плешакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В. В. Новикова Тульский педагогический колледж ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогический и методиче- ский аспекты научно-методической деятельности учителя современной общеобразователь- ной школы (в условиях реализации ФГОС общего образования) по проектированию уроков обобщающего типа на примере уроков физики. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего об- разования (ФГОС), планируемые результаты обучения физике, проектирование, обобщаю- щие занятия, обобщение как продукт мыслительной деятельности, научно-методическая подготовка учителя, формы, методы, средства обучения. Современная общеобразовательная школа находится на этапе активной прак- тической реализации задач федерального государственного образовательного стан- дарта общего образования (ФГОС). В соответствии с графиком введения ФГОС 1 сентября 2019 года – старт в 9 классах всей страны. Среди планируемых ре- зультатов обучения физике, в соответствии с ФГОС [5], выделим лишь некоторые: формирование научного мировоззрения, которое будет соответствовать развитию представлений о мире на современном этапе, привитие ценности здоровья и безо- пасного образа жизни, основ экологической культуры и понимания ее важности на современном этапе развития общества и техники, а также – формирование мета- предметных умений: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи своего обучения, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, стро- ить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, и, кроме того, вы- страивать учебное сотрудничество и коммуникацию с учителем и сверстниками. Очевидно, что перед учителем современной школы стоит достаточно сложная задача. Для эффективности решения этой задачи педагог должен уметь обеспечить процесс обучения научно обоснованными средствами обучения. Достижение этой цели неразрывно связано с квалификацией и соответствую- щим уровнем его научно-методической подготовки. Практически речь идет о превращении учителя в разработчика и автора инновационных методик и реа- лизующих их средств обучения. В данной статье предлагаем рассмотреть некоторые подходы к проектиро- ванию обобщающих занятий по физике в качестве научно-методических ориен- тиров для учителя. Принятие к исполнению государственного заказа (ФГОС) по подготовке учащихся обязывает педагога в процессе проектирования опираться на позиции

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=