Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 98 сказывать суждения о возможных следствиях, не может обосновать свои пред- положения, догадки посредством рассуждений и умозаключений. Решение вышеизложенной проблемы невозможно при передачи знаний обучающимся в готовом виде. Обучающийся не должен выступать в роли пас- сивного слушателя, ему необходимо принимать активное участие в процессе своего образования. В этом большую роль играет самостоятельная работа уча- щихся, понимаемая нами как многомерный педагогический феномен, и которую мы рассматриваем как метод обучения (использование на уроке), как форму ор- ганизации обучения (домашняя работа учащихся), как средство обучения (кон- кретные задания по учебному предмету). По мнению В. И. Загвязинского, имен- но самостоятельная работа формирует «готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться…» [3, с. 154]. Са- мостоятельная работа стимулирует самоорганизацию учащихся, приучает их планировать свою деятельность, реалистично оценивать свои возможности. В настоящее время самостоятельная работа в основном ориентирована на повторение и закрепление изученного материала, но это не раскрывает творче- ский потенциал учащихся. Поэтому элементы самостоятельной работы необхо- димо включать во все этапы образовательного процесса. Так, например, при изучении новой темы «Делимость чисел» в целях фор- мирования ПУУД, мы предлагали шестиклассникам следующее задание: «Про- читайте параграф самостоятельно, выделите главную мысль текста. Определи- те, что является причиной, а что следствием в предложенных правилах». Тема не является сложной для понимания, поэтому с данным заданием могут спра- виться все обучающиеся, в том числе, и те, которые имеют низкий уровень сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи. При такой регулярной работе у детей непроизвольно будет вырабатываться навык выделения причины и следствия при чтении текстов. Более сложное задание заключается в выдвижении гипотез и их проверки учениками. Так, например, при изучении темы «Положительные и отрицатель- ные числа», дети могут выдвинуть и проверить следующую гипотезу: «Если одно число расположено на координатном луче правее другого, то оно боль- ше». Кроме этого, учащимся предлагается подготовить выступление с презен- тацией по объяснению новой темы. Для этого они должны будут самостоятель- но прочитать и детально проанализировать новый материал. Продуктивным является выполнение общего задания группой учащихся, включающей в себя обучающихся с различными уровнями сформированности умения устанавли- вать причинно-следственные связи. Предварительно им дается четкая инструк- ция по выполнению задания, при этом подчеркивается, что после его выполне- ния должен будет выступить каждый обучающийся. Не стоит забывать о заданиях репродуктивного характера, способствую- щих закреплению полученных знаний. Как правило, эту функцию в большей степени реализует выполнение домашнего задания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=