Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 97 ные со степенью сформированности у первокурсников общеучебных умений, к которым относятся: умение читать (понимание смысла прочитанного, умения: составить план прочитанного, выделить главную мысль текста, составить тезисы); умение говорить (словарный запас, владение общеязыковой лексикой, степень по- нимания основных педагогических терминов, аргументированность речи); умение писать (умение вести запись на лекциях, логичность письменного ответа, стиль письменной речи, разнообразие лексики). Первокурсники испытывают: • затруднения дидактического характера, связанные с недостаточным по- ниманием нового учебного материала (28 %), с применением полученных тео- ретических знаний на практике (18 %), со слабой сформированностью обще- учебных умений и навыков (37 %); • затруднения, связанные с чтением текстов: пониманием смысла прочи- танного, умением выделить главную мысль текста, составить его план (57 %); • трудности, связанные с конспектированием литературных первоисточ- ников (28 %); • затруднения в понимании научных терминов (49 %). Также у большинства опрошенных слабо развита логика устной и письмен- ной речи. При подготовке сообщений, докладов к учебным занятиям и конфе- ренциям треть студентов испытывают затруднения в выстраивании структуры доклада, анализе и систематизации имеющегося материала [2, c. 76]. Из вышесказанного следует, что формировать ПУУД нужно начинать как можно раньше, чтобы обучающийся, получивший среднее образование, был го- тов к переходу на новую ступень обучения в вузе. В нашем исследовании мы особое внимание уделяем развитию умения ус- танавливать причинно-следственные связи, так как без его сформированности неосуществимо плодотворное проведение исследовательской деятельности. Данная работа требует от учащихся умственных усилий, применения логиче- ских операций (обобщение, синтез, анализ), умения работать с многочислен- ными источниками информации. Проведя локальное исследование на базе МАОУ «Лицей № 1», в котором при- нимали участие 64 учащихся 6 классов, мы установили, что данное умение недоста- точно хорошо сформировано у обучающихся. У 27 % шестиклассников высокий уровень сформированности данного умения, у 55 % – средний и у 18 % – низкий. Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что обучающийся способен определять существенные признаки (причины) явления, способен высказывать суждения о возможных следствиях, может обосновать свои предположения, догадки посредством рассуждений и умозаключений. Средний уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся способен определять существенные признаки (причины) явления, но затрудняется в высказывании суждений о возможных следствиях, с трудом мо- жет (или не может) обосновать свои предположения, догадки посредством рас- суждений и умозаключений. При низком уровне сформированности этого умения обучающийся не в со- стоянии определять существенные признаки (причины) явления, не может вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=