Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 96 Т. М. Пономарева, Д. И. Пак Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования познавательных уни- версальных учебных действий учащихся, особое внимание уделяется важности и необходи- мости развития умения устанавливать причинно-следственные связи. Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, умение устанав- ливать причинно-следственные связи, самостоятельная работа учащихся. В настоящее время одной из важнейших задач, стоящей перед современ- ной школой, является формирование субъектности обучающихся, что составля- ет основу их самостоятельности и личностного самоопределения. Именно на эту цель ориентирован Федеральный государственный образова- тельный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), вступивший в силу в 2010 году и открывающий новые возможности для внедрения иннова- ционных средств, форм, методов образования. Его отличительной чертой являет- ся деятельностная направленность, поскольку образование сегодня направлено не столько на получение знаний, сколько на овладение способами их добывания. В связи с этим перспективным направлением модернизации отечественного об- разования признается системно-деятельностный подход, который предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом. Достижение данного результата возможно за счет формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В своем исследовании особое внимание мы уделяем познавательным универ- сальным учебным действиям (ПУУД), к которым, согласно ФГОС ООО, относятся: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало- гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиче- ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде- ли и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение [1, с. 6]. Необходимость формирования ПУУД в школе обусловлена потребностью решения проблемы преодоления познавательных затруднений, которые испы- тывают обучающиеся при дальнейшем обучении. Так, в ходе многолетних исследований, проведенных кафедрой педагогики в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, были выявлены познавательные затруднения, связан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=