Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 94 Программа строится на следующих принципах. Принцип возрастания сложности реализуется через постепенное усложнение предъявляемого мате- риала. Вначале детям предлагаются игры с реалистичными, а затем схематиче- скими изображениями эмоций различной модальности. Например, в игре «Эмоциональное лото» на большой карточке располагаются от 3 до 5 рисунков лиц детей с различными эмоциями, к которым требуется подобрать пиктограм- мы с изображением идентичных эмоциональных состояний. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенно- стей ребенка определяет использование игровых приемов (игровой образ, эле- ментарный сюжет), вспомогательных и наводящих вопросов, а также подбор заданий с учетом индивидуальных затруднений в ходе диагностики и генеза за- держки психического развития. Принцип единства коррекции и диагностики определяет построение про- граммы с учетом наиболее типичных недостатков эмоциональной идентифика- ции и подбор заданий в соответствии с наиболее характерными нарушениями, выявленными при обследовании, например, слабой дифференцированностью эмоциональных состояний нейтрального спектра. Принцип учета объема и степени разнообразия материала реализуется пу- тем постепенного увеличения числа эмоций, предъявляемых для идентифика- ции в одной игре и переходом от изображений базовых эмоций к социальным. Коррекционно-развивающая программа состоит из двух этапов. На первом осуществляется развитие идентификации базовых, а на втором - социальных эмоций. Каждое коррекционное занятие строится по следующей структуре: предварительная работа по распознаванию эмоции; проведение настольно- печатной игры; обсуждение ее итогов. Предварительная работа, направленная на понимание эмоциональных состоя- ний, на первом этапе предполагает рассматривание предметных картинок, пикто- грамм, их сопоставление с целью выделения мимических и пантомимических ком- понентов внешнего выражения эмоций, сравнение этих компонентов в разных эмоциональных проявлениях, особенно в часто смешиваемых детьми эмоциях. На втором этапе перед проведением настольно-печатной игры дети рас- сматривают сюжетные картинки, идентифицируют социальные эмоции персо- нажей в контексте изображенной на картинке ситуации аналогично предыду- щему этапу и с помощью взрослого определяют социальную причинность, вызвавшую это эмоциональное состояние. При этом особое внимание должно обращаться на нравственно-этическую сторону взаимодействия. Использование картинок с элементарным сюжетом обусловлено тем, что дети с задержкой психического развития в состоянии идентифицировать социальные эмоции только в контексте конкретной наглядно представленной ситуации. В содержание коррекционно-развивающей программы включены настоль- но-печатные игры, построенные по принципу подбора изображений. В играх типа «Парные картинки» требуется подобрать реалистичное изображение или пиктограмму с идентичной или противоположной эмоцией, в «Разрезных кар- тинках» – собрать картинку, изображающую эмоцию, из 2–6 частей. Игра «Эмоциональное домино» строится по принципу обычного домино, на каждой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=