Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 93 Т. П. Полякова, О. И. Кокорева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГРАХ Аннотация. В статье представлена характеристика программы коррекции и развития эмоциональной идентификации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психи- ческого развития в настольно-печатных играх, раскрываются ее принципы, структура и со- держание. Ключевые слова: эмоциональная идентификация, старший дошкольный возраст, за- держка психического развития, настольно-печатные игры. Идентификация эмоций в ходе межличностного взаимодействия обуславли- вает возможность распознавать эмоциональное сообщение партнера и использо- вать эмоциональную информацию для адекватного построения отношений в со- циуме. На правильном понимании эмоций основывается их регуляторная функция, которая, в свою очередь, лежит в основе предвосхищения эмоций ок- ружающих, определяющей линию дальнейшего поведения человека при контак- те с ними. При нормальном онтогенезе процесс развития идентификации эмоций ак- тивно протекает в дошкольном возрасте, в то же время различные категории дизонтогенеза значительно затрудняют его. Особенности задержанного психи- ческого развития (ЗПР) проявляются и в эмоциональной сфере, обуславливая трудности в понимании и интерпретации эмоций детьми данной категории, что приводит к проблемам в межличностном взаимодействии и препятствует нако- плению социального опыта. Проведенные нами экспериментальные исследования по диагностике эмо- циональной идентификации у старших дошкольников с ЗПР показали, что пра- вильно идентифицируют базовые эмоции только 30% детей, остальные допус- кают ошибки в большинстве случаев при выполнении заданий на понимание эмоциональных состояний по картинкам и схематическим изображениям. Адек- ватное раскодирование и вербализация эмоций при предъявлении стимульного материала с изображением социальных эмоций были продемонстрированы толь- ко 17 % испытуемых, причем все они имели диагноз ЗПР психогенного проис- хождения. Никто из дошкольников с диагнозом ЗПР церебрально-органического происхождения не смог адекватно определить эмоциональные состояния персо- нажей сюжетных картинок и объяснить их социальную причинность. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, основным средством коррекции эмоциональной идентификации у детей 5 лет с задержкой психического развития в которой были выбраны настольно-печатные игры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=