Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 90 тивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценно- стно-смысловых и гражданских позиций в деятельности, принятие как жизнен- но важной экологической культуры, способность к осознанию российской гра- жданской идентичности в поликультурном социуме и т. д.) УУД. УУД являются важнейшим элементом планируемых результатов обучения, которые составляют триединство предметных, метапредметных и личностных результатов для каждого ученика по ступеням обучения в школе. В частности, среди метапредметных результатов выделено освоение межпредметных поня- тий и универсальных учебных действий. Все эти важные задачи достижения планируемых результатов обучения, формирования и развития УУД обучающихся предстоит решать нынешним сту- дентам, будущим учителям. Насколько они к этому готовы? Владеют ли сами студенты вышеперечисленными универсальными учебными навыками? О ряде проблем и возможных путях их решения автор и мои коллеги уже писали [2, 3]. В условиях стандартизации системы высшего образования реализуется компетентностный подход в обучении. В процессе освоения рабочей програм- мы дисциплины «Методика обучения предметам: методика обучения физике» уделяем особое внимание формированию у студентов таких компетенций: – готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; – способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; – способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного разви- тия обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; – способность использовать возможности образовательной среды для дос- тижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами препода- ваемых учебных предметов. На основе ранее полученных знаний (при изучении студентами психолого- педагогических дисциплин) на занятиях различного вида универсальные учеб- ные действия студентов закрепляются и развиваются в ходе деловой, ролевой игры, элементов реального погружения в содержание конкретного урока или внеурочного мероприятия. Кроме того, идет процесс овладения способами формирования универсальных учебных действий, формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: как-то проектная, учебно-исследо- вательская деятельность, а также проигрываются ситуации, формирующие спо- собность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обу- чающихся. Некоторые наши приемы подробно были изложены в статье «Методические аспекты подготовки будущего учителя физики в условиях стан- дартизации системы образования» в рамках XLV учебно-методической конфе- ренции «Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения иннова- ционных методов обучения при реализации ФГОС ВО 3 ++», а также в публикациях [4, 5]. Наибольшие затруднения учителя-предметника вызывают вопросы диагно- стики уровня достижения планируемых результатов обучения как триады пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=