Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 89 Н. Л. Плешакова 1 , В. В. Новикова 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; 2 Тульский педагогический колледж ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Аннотация. В данной статье изложены некоторые методические аспекты решения за- дачи качественной подготовки будущего учителя к работе в современной общеобразователь- ной школе, реализующей идеи федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего об- разования, универсальные учебные действия, планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, компетенции, индивидуальный стиль познавательной деятельности. Современное российское общество предъявляет серьезные требования к учителю, который должен решить комплексную задачу формирования у обу- чающихся целостного, научного миропонимания, навыков критического вос- приятия стремительно возрастающего потока информации, умения самостоя- тельного рассмотрения явлений, творческого подхода к решению проблем. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стан- дартами общего образования (ФГОС ОО) [1] основная образовательная про- грамма каждого общеобразовательного учреждения (организации) содержит раздел, включающий перечень тех универсальных учебных действий (УУД), которыми должен овладеть школьник на определенной ступени обучения. Вы- делим наиболее значимые, на наш взгляд, регулятивные (учебно-организа- ционные: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с задачами и условиями, выбирать рациональные пути выполнения задачи, вно- сить изменения в последовательность действий, оценивать свою работу в рам- ках требований, владеть способами самоконтроля…), познавательные (учебно- логические: владеть навыками анализа и синтеза, классифицировать, система- тизировать, структурировать информацию, сравнивать объекты изучения по определенным признакам, а еще учебно-информационные: уметь вести поиск необходимой информации, представлять ее в письменной и устной форме, осуществлять перевод из одного знаково-символьного вида в другой, создавать собственную информацию в соответствии с учебной задачей, в том числе в ви- де аннотации, рецензии, эссе, и т.п.), коммуникативные (умение вести диалог, участвовать в дискуссии, проявляя толерантность, выступать перед определен- ной категорией слушателей…), личностные (готовность и способность к само- развитию, самообразованию на протяжении всей жизни, сформированность мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=