Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 88 стями к поведенческой и эмоциональной саморегуляции, что приводит к повы- шенной импульсивности, проявлению сверхактивности в ответ на слабые прово- цирующие стимулы, отличающихся раздражительностью, сочетающих разные типы акцентуаций характера, склонностью к демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи, избыточному фантазированию, нарушениями равно- весия между потребностями и возможностями, находящихся в оппозиции по от- ношению ко взрослым, которым все хочется попробовать, везде самим все иссле- довать, например, зайти на не предназначенные для детей сайты, смастерить взрывающуюся бомбочку, отыскав алгоритм ее изготовления в Интернете, позна- комиться "ради смеха" с представителями террористической организацией и пр. Если их что-то по настоящему притягивает, то запреты только разжигают интерес и подталкивают к поиску нужной информации в обход родительского контроля. В виктимологии таких детей относят к категории способствующих жертв. К этой группе можно отнести обучающихся с компьютерной зависимостью, которые при высоких показателях интеллектуальной и коммуникативной сфер, характеризуют- ся внутренней конфликтностью представлений о себе, сниженным самоконтро- лем, несформированной саморегуляцией эмоций и поведения, неорганизованно- стью и недисциплинированностью. В то же время у них отмечается повышенная тревожность, ранимость, депрессивность и впечатлительность. Основными меха- низмами формирования компьютерной зависимости являются: уход от реальности (механизм отражает потребность подростка в отстранении от обыденности, обя- занностей, повседневных проблем, связанных со школой, общением со сверстни- ками, взаимоотношениями в семье или с педагогами и пр.) и принятие роли (ме- ханизм связан с отождествлением себя с компьютерным персонажем, что позволяет удовлетворять потребности, по каким-то причинам не удовлетворяю- щиеся в реальной жизни). Детей обеих групп отличает то, что они, как правило, предоставлены са- мим себе. Их родители могут быть вполне благополучными и состоятельными, но в то же время абсолютно не проявлять интереса к тому, что их ребенок смотрит, читает, с кем дружит, во что играет на компьютере и как долго, чем интересуется, какое у него сегодня случилось событие, чем оно огорчен, что его беспокоит и т. д. Кроме этого, все дети по незнанию, доверчивости, наивности, личностной незрелости могут попадать под обаяние интернет-мошенников, ни- кто не запрещает им смотреть фильмы, предназначенные для другой возрас- тной категории, которые круглосуточно показывают по телевизору, испытывать различны страхи после прочтения триллеров, о которых никто не будет знать, но что в дальнейшем может оказать серьезное негативное влияние на успеш- ность самореализации ребенка в жизни. В любом случае угрозы можно избежать, если рядом будут находиться за- ботливые, внимательные, чуткие, тактичные родители, которые вовремя заме- тят плохое настроение ребенка, появление у него необычных увлечений, напра- вят их в нужное русло, пресекут знакомство с опасными людьми, подскажут, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях, будут целенаправленно развивать у своего чада потребности к социально-значимым видам деятельно- сти, интересы к позитивной самореализации в жизни, социально-личностную устойчивость к вредным влияниям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=