Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 87 С. В. Пазухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К «ПОТРЕБЛЕНИЮ» ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ * Аннотация. Рассматриваются личностные качества и психические состояния детей и подростков, проявляющих повышенный интерес или склонность к информации, причи- няющей вред психическому здоровью и развитию. Ключевые слова: личностные особенности, вредная информация, обучающиеся. В федеральном законе № 436-ФЗ сформулирован перечень информации, попадающей под категорию "вредной". В настоящее время используется нема- ло способов борьбы с данной информацией, в том числе с использованием средств родительского контроля. Однако наличие явно выраженного интереса со стороны ребенка или подростка к определенному материалу приводит к са- мостоятельному поиску им подобной информации в местах, где подобного кон- троля и запретов нет. Кто из детско-подростковой аудитории наиболее часто становится потребителем вредной информации? Рассмотрим две основные группы, характеристики которых были получены нами в результате опроса экс- пертов-психологов, школьных педагогов, родителей, анализа исследований со- временных ученых и изучения частных случаев. Во-первых, это тихие, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе дети, которые отличаются такими личностными качествами, как конформность, лег- ковнушаемость, зависимость, социальная робость, беззащитность, скрытность, фрустрированность, им свойственны различные нарушения эмоциональной сферы, что приводит к неустойчивости настроения, трудностям в идентифика- ции и понимании собственных эмоций и пр. Поддаются манипуляциям педофи- лов и встречаются с "добрым дядей" ради новой куклы или радиоуправляемой машинки дети, лишенные родительской заботы из малообеспеченных семей. Сетевыми играми с суицидальным исходом увлекаются одинокие, ничем не за- нимающиеся школьники, испытывающие субъективные трудности или дефицит общения в реальной жизни, с неразвитыми аналитическими способностями и критическим мышлением, склонные с самобичеванию и аутоагрессии, с труд- ностями самоорганизации. От кибербуллинга чаще всего страдают подростки с низким социометрическим статусом, неразвитым социальным и эмоциональ- ным интеллектом, несформированным самоконтролем и ассертивным поведе- нием. В виктимологии таких детей относят к категории пассивных жертв. Вторая группа включает в себя активных, любопытных, рискованных детей, с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий, в ряде случаев – демотивированных, с неразвитыми способно- * Публикация подготовлена в рамках проекта РФФИ № 17-16-71004 а(р)).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=