Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 85 • закрепление навыков процедурного, объектно-ориентированного, сце- нарного и логического программирования. Исследование заключалось в проведении анкетирования студентов по 11 вопросам, наиболее полно отражающим их отношение к курсовой работе. Ре- зультаты проведенного исследования убедили авторов в том, насколько неса- мостоятельны студенты младших курсов в выполнении курсовых работ. Этот вывод пронизывал буквально все полученные ответы, которые позволили сде- лать следующие несколько утрированные выводы: а) тему мне должен сформулировать преподаватель; б) задание мне должно быть выдано очень подробное и как можно раньше; в) литературу и интернет-источники преподаватель мне должен найти сам, а если он этого не сделает, то я возьму первую попавшуюся книгу; г) консультировать меня надо каждую неделю (и еще желательно в любое время дня и ночи по интернету); д) преподаватель должен меня постоянно «держать в тонусе», т. е. подго- нять и интересоваться, все ли я сделал из того, что мне сказали; е) проверять и исправлять текст моей работы преподаватель должен по не- скольку раз, и не важно, что я не придерживаюсь правил оформления – препо- даватель все поправит. Вывод напрашивается сам собой: курсовая работа не должна выполняться на младших курсах, студент должен «дорасти» до ее выполнения, до понимания важности и необходимости проведения самостоятельных исследований, кото- рыми будет пронизана вся его дальнейшая профессиональная деятельность. Ка- кими же способами можно достигнуть обозначенной цели? Проблеме побуждения учащихся к самостоятельной учебной деятельности посвящено немало солидных психолого-педагогических и методических работ различных авторов. В условиях вуза с этой целью на лекциях необходимо обсуж- дение проблемных вопросов, на лабораторных занятиях выполнение заданий, тре- бующих высказывания собственного мнения, отстаивания собственной позиции. Кроме того, студентам предлагаются различного рода творческие оригинальные задания, решение которых не подчиняется определенным шаблонам и алгорит- мам. Каждое такое задание побуждает обучающихся к поиску новых знаний, ана- лизу и обобщению имеющихся сведений, выработке собственного отношения к проблеме. Подобная работа должная проводиться планомерно и систематически, начиная с первого курса. В совокупности с объективным процессом взросления студента к старшим курсам можно ожидать результатов, которые были получены в ходе проведения повторного анкетирования тех же студентов теперь уже выпу- скного курса, которые были опрошены три года назад [1]. Анализ представленных данных убеждает в своевременности выполнения курсовых работ на старших курсах. Вкратце резюмируя полученные результа- ты, можно сказать следующее. Студенты не только формулируют тему вместе с преподавателем, но и сами предлагают рассматриваемые вопросы, связанные с тематикой их учебно-научной деятельности, со сферой своих профессиональ- ных интересов. Задание на курсовую работу воспринимается студентами не просто как руководство к действию, но в большей степени как неких прообраз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=