Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 84 ного студента сформированы недостаточно. Вместе с тем, в учебных планах предусмотрен не только большой объем самостоятельной работы, но и такие виды учебной деятельности, которые по своей сути и являются этой самой са- мостоятельной работой. К таким видам относится выполнение студентом кур- совой работы. В Тульском государственном педагогическом университете «По- ложение о курсовом проектировании…» определяет курсовую работу как самостоятельную учебную письменную реферативную или научно- исследовательскую работу, выполняемую студентом под руководством препо- давателя, содержащую результаты теоретических и/или экспериментальных ис- следований по дисциплине. Со стороны преподавателя здесь предусматривает- ся составление задания на выполнение курсовой работы с указанием списка литературы и интернет-источников, оказание консультативной помощи и рабо- та в комиссии по защите курсовых работ. Это значит, что курсовая работа вы- полняется студентом практически самостоятельно. Но это в теории, а на прак- тике мы получаем достаточно неутешительные ситуации и результаты. К примеру, в задании преподаватель сформулировал задачи, которые нужно решить для достижения цели и раскрытия темы курсовой работы. Студент, аб- солютно не сомневаясь, берет очередную задачу и выносит ее формулировку в название очередного параграфа своей работы. Например, задача «изучить со- держательную и терминологическую составляющую предметной области» трансформируется в название параграфа «1.1 Изучение содержательной и тер- минологической составляющей предметной области». Что это? Неумение пере- фразировать, переосмыслить, понять, что требуется? Нежелание подумать? На- верное, часть ответов на эти вопросы можно найти в школе, когда требующие самостоятельности проектные работы и рефераты учащихся выполняются не ими самими, а их родителями. Та же ситуация возникает и при написании курсо- вой работы: пусть кто-то мне поможет, переделает, или вообще сделает за меня. Три года назад студенты факультета математики, физики и информатики провели достаточно основательное исследование мнений, взглядов и отноше- ния будущих программистов младших курсов к курсовой работе. Отправной идеей проделанной работы послужило понимание назначения курсовой работы как неотъемлемой части профессиональной подготовки будущего программи- ста. При этом основные задачи выполнения курсовой работы виделись автора- ми исследования как: • закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дис- циплине с целью их применения для решения прикладных задач; • развитие интереса к научно-исследовательской работе с последующим приобретением навыков творческого мышления, обобщения, анализа; • формирование навыков работы со специальной и научной литературой, интернет-ресурсами. Кроме обозначенных общих задач, студенты выделили и узко специальные задачи выполнения курсовой работы именно будущими программистами: • применение современных методов алгоритмизации, программирования, системного анализа и моделирования для решения прикладных задач;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=